Собственно, все это и составляло гуманитарную практику античной «пайдейи≫, определившую основное содержание античной культуры. Проблема состоит в том, что этот образовательный процесс не сводился к овладениюсуммой норм и требований, он был подготовкой к общественной жизни в соответствии с достаточно широким набором норм и требований, которые расценивались грекамикак их «мудрые изобретения≫ —»номой≫ (законы). В том и состояла цель культуры: развить в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство, что и озво ляло ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и частных. При этом античный человек не е рял своего единства с природой. Природа была главной,неотъемлемой частью космоса, который включал в себя ак же богов и людей. Античный человек не теряет своего единства с природой и чувство сопричастности ей ерерастает в
«любование космосом≫ (А. Ф. Лосев), в прямое соприкосновение с ней, в умозрение.Независимый, самодовлеющий античный человек гордился своей силой и разумом и способностью жить «по природе≫ и «по установлению≫. Созерцая природный порядок,он развивал субъективный логос в слиянии с объективным,умножал свой разум. В суде, в народном собрании древний грек чувствовал себя в онтологической безопасности, поскольку полис гарантировал ему свободу, социальную а щищенность и реализацию его честолюбивых устремлений.И гарантом стабильности и порядка были даже не аконы
(хотя на их защите стояли отеческие боги), а сам природный порядок, укоренившееся в сознании представление рациональном, вечном, жизненном, а значит божественном порядке вещей. Из единства человека с природой ы текало возведение ее в труднопостижимый, но не трансцендентный абсолют, а жизнь «По природе≫ ревращалась в этический идеал образования и культуры.Но уже в эпоху эллинизма, с потерей античным полисом своей прежней самостоятельности разрушаются идеалы греческой «пайдейи≫. Прервалась связь времен, общесто перестало нуждаться в гражданах; город входил в необьятную империю, и от человека требовались не гражданская смелость в принятии решений и полисные добродетели умеренности и справедливости, а способность прожить незаметно≫, сохранить себя, добиться «атараксии≫ (невозмутимости духа) в условиях социальной естабильности и неконтролируемых политических событии. Сомнение вовсех ценностях, крайний скепсис, цинизм, с одной стороны, и догматическая вера в судьбу и предопределение, с другой, характеризуют растерянность античного человекаперед лицом социальных катаклизмов, авторитарной лас ти и мелкого самоуправства. Как всегда в таких условияхстрадает культура. Падает престиж образованности и о знания, нарастающий интерес обращен к эзотерическомузнанию. Ядро греческой образованности —система ацио нального знания и формирования человека по гражданскому образцу оказывается невостребованной. ррациональ ное, вера, к чему грек привык относиться свысока, с насмешкой, овладевают душами людей.В этой ситуации социальной и политической нестабильности плохими помощниками оказались отечественные боги. Греки полагали, что боги переменчивы в своих настроениях и завистливы к человеку, и потому привыкли надеяться на свои силы и разум. С этим же былосвязано циклическое переживание времени, неприязнь кнепостижимому (тайне) Й осуждение человеческой слабости, С прогрессирующей дисгармонией между человеком и социумом, разрушением полиса прежние ценности гражданской добродетели оказываются несовместимыми с новыми космическиимперскими ориентациями,»Отдельная личность не может противостоять общей необходимости мирового порядка, включающей в себя необходимость также и всех человеческих действий≫ {В. Ф. Асмус). Возникает потребность в чуде, духовном абсолютекак выражении осознаваемой человеком зависимости отнеуправляемых и неподвластных ему социальных про цессов.
Античный человек черкал свою уверенность в созерцании неизменного, вечного космоса, ипрежде всего, природы. Это небо и звезды, горы к екв. Бога же составляют часть природы. Это опять те же небо и звезды, горы и реки.
Культуру Л. Уайт рассматривает как объективное образование, не зависящее от отдельного человека и человеческого сообщества и подчиняющееся лишь внутренней логике развития, которое и следует рассматривать без обращения к индивидам. В культуре как организованной целостной системе он выделяет три подсистемы.
Первая (технологическая) характеризует взаимоотношения человека природой, использование им технических средств и орудий труда, тип жилищ и т. п.;
вторая (социальная) включает в себя общественные отношения и соответствующие имтипы поведения, включая системы родства, экономических, военных, этических и т. п. отношений; третья (идеологическая) включает в себя идеи, верования, обычаи, различные виды знания .
Культурантропология Лесли Уайта
223. Культура Древнеи Греции
Каждый период в истории культуры по-своему ценен.Но не случайно особую роль исследователи отводят антич-ной (особенно греческой) культуре. И литература, и искус-ство, и философия Древней Греции стали отправной доч-кой в развитии европейской культуры. Древняя Греция от-крыла человека как прекрасное и совершенное творениеприроды, как меру всех вещей. Наше знакомство с миро-вой культурой начинается с великолепных образцов гре-ческого гения, который проявился во всех сферах духовнойи социально-политической жизни — в поэзии, архитекту-ре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Грекисоздали науку, которую некоторые исследователи называ-ют ≪мышлением по способу греков≫. Целая плеяда блестя-щих имен открывает страницы античной культуры: драма-турги Эсхил, Софокл, Еврипид, историки Геродот, Фуки-дид, философы Демокрит, Платон, Аристотель. Этот спи-сок невозможно закончить.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.