Античные представления о культуре. Культура Древнеи Греции, страница 19

Он впервые получил известность, будучи молодым, ког-да обвинял Кимона при сдаче им отчета по должностистратега. Тогда государственный строй стал еще более* Имеется в виду список гоплитов.** Об институте ≪судей по демам≫ см.: Аристотель ≪Афинская По-лития≫ 16, 5 и 53, 1.демократичным. Перикл отнял некоторые права у ареопагитов и особенно решительно настаивал на развитии угосударства морской силы. Благодаря ей простой народпочувствовал свою мощь и старался уже все политические права сосредоточить в своих руках.(2) Затем на 49-й год после битвы при Саламине,при архонте Пифодоре, началась война с пелопоннесца-ми, во время которой народ, запертый в городе и при-выкший на военной службе получать жалованье, отчас-ти сознательно, отчасти по необходимости стал прояв-лять более решительности, чтобы управлять государством самому.(3) Также и жалованье в судах ввел впервые Перикл,употребляя демагогический прием в противовес богатству Кимона. Дело в том, что Кимон, имея чисто царскоесостояние, первое время исполнял блестящим образомтолько общественные литургии, затем стал давать содер-жание многим из своих демотов. Так, всякому желаю-щему из лакиадов можно было каждый день приходитьк нему и получать скромное довольствие. Кроме того,его поместья были все неогороженные, чтобы можнобыло всякому желающему пользоваться плодами. (4) Пе-рикл, не имея такого состояния, чтобы соперничать с нимв щедрости, воспользовался советом Дамонида из Эй (это-го Дамонида считали во многих делах советником Пе-рикла, потому и подвергли его впоследствии остракиз-му). Совет этот состоял в том, что раз Перикл не облада-ет такими же личными средствами, как Кимон, то надодавать народу его же собственные средства. Из этих соображений Перикл и ввел жалованье для судей*. На этомосновании некоторые** считают его виновником нрав-ственного разложения, так как об избрании всегда хло-* Сначала плата составляла 1 обол в день, затем, около 428 г. дон. э., была повышена до 3 оболов.** По-видимому, Аристотель имеет в виду Пифона.почут не столько порядочные люди, сколько случайные.(5) Начался после этого и подкуп, причем первым подалпример этого Анит, после того как был стратегом в походе под Пилос. Будучи привлечен некоторыми к судуза потерю Пилоса, он подкупил суд и добился оправда-ния.

28. Пока Перикл стоял во главе народа, государствен-ные дела шли сравнительно хорошо; когда же он умер,они пошли значительно хуже. Тогда впервые народ взялсебе в качестве простата человека, не пользовавшегосяуважением среди порядочных людей, между тем как впрежнее время демагогами всегда бывали люди достой-ные.

(2) В самом начале и притом первым простатом на-рода сделался Солон, вторым —Писистрат, оба из кру-га благородных и знатных: когда же была низвергнутатирания, выступил Клисфен, происходивший из родаАлкмеонидов. У него не было соперников из против-ной партии, после того как был изгнан Исагор со свои-ми сторонниками. Потом во главе народа стоял Ксан-фипп, а во главе знатных —Мильтиад, затем выступа-ли Фемистокл и Аристид. После них во главе народа стоял Эфиальт, а во главе состоятельных —Кимон, сынМильтиада; далее Перикл —во главе народа, Фукидид — во главе ротивной партии (он был зятем Кимона). (3)

После смерти Перикла во главе знатных стоял Никий — тот самый, который погиб в Сицилии; во главе наро-да —Клеон, ын Клеенета, который, как кажется, бо-лее всех развратил народ своей горячностью. Он пер-вый стал кричать на трибуне, и ругаться, и говоритьперед народом, подвязав гиматий*, тогда как осталь-ные говорили благопристойно. После них во главе од-* Подвязывали плащ обычно ремесленники. Ораторы в НародномСобрании считали недостойным повышать голос или делать рез-кие движения при выступлении перед народом.ной партии стоял Ферамен, сын Гагнона, во главе же народа —Клеофонт, фабрикант лир. который первыйввел.и раздачу двух оболов*. И в течение некотороговремени он производил такие раздачи, но затем его са-мого отстранил Калликрат из Пеании; он первый обе-щал прибавить к этим двум оболам еще один обол. Ихобоих присудили впоследствии к смертной казни. Так ибывает обыкновенно, что, если народ даже сначала иподдается на обман, впоследствии он ненавидит тех, ктопобудил его делать что-нибудь нехорошее. (4) После

Клеофонта уже непрерывно сменяли один другого в ка-честве демагогов люди, которые более всего хотели по-казывать свою кичливость и угождать вкусам толпы,имея в виду только выгоды данного момента.(5) Самыми лучшими из политических деятелей вАфинах после деятелей старого времени, по-видимому,являются Никий, Фукидид и Ферамен. При этом отно-сительно Никия и Фукидида почти все согласно призна-ют, что это были не только ≪прекрасные и добрые≫, но и опытные в государственных делах, отечески относив-шиеся ко всему государству; что же касается Ферамена,то вследствие смут, наступивших в его время в государ-ственной жизни, в оценке его существует разногласие.Но все-таки люди, серьезно судящие о деле, находят,что он не только не ниспровергал, как его обвиняют,все виды государственного строя, а, наоборот, направ-лял всякий строй, пока в нем соблюдалась законность.Этим он показывал, что может трудиться на пользу государства при всяком устройстве, как и подобает добро-му гражданину, но, если этот строй допускает противо-законие, он не потворствует, а готов навлечь на себяненависть.Перевод С. И. Радцига

* Имеется в виду раздача ≪зрелищных денег≫, которые выдавалисьбеднейшим гражданам для посещения театра.Социальная и экономическая политика ПериИла