древнего /лираВ целом для античной культуры характерен рациональ-ный (теорийный) ПОДХОД к пониманию мира и в то же вре-мя эмоционально-эстетическое его восприятие, стройнаялогика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Античная куль-тура представляет собой целостное образование, охваты-вающее все ее исторические модификации — политику иправо, мифологию и религию, науку, философию и ис-кусство. Географические рамки — территория ДревнейГреции и Рима, хронологические — от истоков крито-ми-кенской культуры (рубеж III — II тыс. до н. э.) до кризисаРимской империи в III в. и. э., положившего начало пере-ходу к христианской культуре. Однако воздействие антич-ной культуры на мировую (прежде всего европейскую) вы-ходит далеко за эти пределы, что говорит об ее специфи-ке — исторической специфике особого типа культуры, об-ладающей парадигматической функцией. Охарактеризоватьантичную культуру значило бы показать ее основные чер-ты и особенности, которые, хотя она трансформироваласьи модифицировалась на протяжении многих веков, посто-янно охранялись и воспроизводились. Главная из них со-стоит в том, что античная культура вырастает и развива-ется на основе городской (полисной) социальной и духовной жизни.У истоков греческой культуры находятся Крит и Ми-кены, чья культура еще не служит водоразделом между
Древним Востоком и Западом. Более того, характерная дляэтой эпохи (II тысячелетие до н. э.) так называемая ≪двор-цовая≫ культура сближает ее с восточными прототипами:наблюдается та же централизация хозяйственной, рели-гиозной и военно-политической жизни, что и в культуреЕгипта, наличие жреческого сословия и мощной бюрокра-тии, где ключевой выступает фигура писца и где пирами-ду власти венчает царь-жрец. Преобладает хтоническаярелигиозность (религия земли и плодородия), хотя извес-тны имена греческих богов, позднее вошедших в семьюолимпийцев.
Крушение централизованных систем Крита и Микенразвязало руки родовой знати —басилеям в их единобор-стве и развернувшейся борьбе за славу, доблести и богат-ство. Подвиги греческих героев-аристократов воспевают-ся в поэме Гомера ≪Илиада≫, возвращение самого ≪интел-лектуального≫ греческого героя —Одиссея домой, на Ита-ку—в ≪Одиссее≫. Своеобразие гомеровской эпохи (XI —IX вв. до н. э.) состоит в том, что основной вектор разви-тия культуры направлен не на родовые, а на индивиду-альные личностные нормы культуры. Поведение героевГомера резко индивидуализировано, основная ценность —воинская доблесть (≪арете≫), ее достижение регламенти-руется ≪героическим кодексом≫, достижение славы, вследза которой идет чествование — соответствующее поло-жение в обществе и сопутствующее ему богатство. Основ-ной формой общественного контроля выступает ≪культу-ра стыда≫ — непосредственная осуждающая реакция наро-да на отступление героя от нормы. Формируется рацио-нальная ориентация поведения, его обоснование и соот-ветствующее самосознание. Боги расцениваются как частьприроды, человек, поклоняясь богам, может и долженстроить с ними отношения рационально. Гомеровская эпо-ха демонстрирует состязательность (≪агон≫) как нормукультуротворчества и закладывает агональныи фундаментвсей европейской культуры.
Последующая, архаическая эпоха (VIII — VI в. до н. э.)демонстрирует результат нового типа общественных свя-зей — закон ≪номос≫ как безличную правовую норму, рав-нообязательную для всех. Формируется полис (город-го-сударство), в котором каждый полноправный гражданин —собственник и политик, выражающий частные интересычерез поддержание общественных. Равное положениеграждан перед законом вводит механизм ограничения ватональную культуру: на первый план выдвигаются мир-ные добродетели (≪справедливость≫, ≪рассудительность≫,≪благочестие≫), а необходимость поддержания общего бла-га ставит граждан в позицию принудительного социаль-ного творчества. Боги охраняют и поддерживают новыйсоциальный и природный порядок (≪космос≫), в которомотношения регулируются принципами космической ком-пенсации и меры, и подлежат рациональному осмысле-нию в различных натурфилософских системах.
Эпоха классики (V в. до н. э.) — кратковременныйвзлет греческого гения во всех областях культуры: искус-стве, архитектуре, литературе, философии и науке. Эпохаподготовлена накоплением гражданского самосознания(победа греков над персами, осознание преимушеств зако-на перед произволом и деспотизмом), формируется пред-ставление о человеке как самостоятельной (автаркичной)личности, закон приобретает характер рациональной пра-вовой идеи, подлежащей обсуждению. Воспеваются до-стижения человека, общественная жизнь служит его са-моразвитию (эпоха Перикла). В то же время начинают осо-знаваться проблемы человеческого индивидуализма (по-лемика софистов и Сократа), перед греками открываетсябездна проблемы бессознательного (иррационального), ко-торую классическая культура Греции пытается компенси-ровать рациональной системой обоснования онтологичес-кой безопасности (Платон, Аристотель). Проблемы атараксии (невозмутимость души) и личного спасения — пос-леднее ≪прости≫, послание Древней Греции Европе в эпо-ху ллинизма, ликвидировавшего самостоятельность гре-ческих полисов. При обращении к классическим темам гре-ческой ультуры целесообразно предварительно рассмотреть культуру и социальность Микен как определеннуюсистему регуляции общественного, а тем самым в опреде-ленной степени и личного бытия человека.От МиНен Н полисуОтличительной чертой микенской цивилизации выступает наличие дворцов-цитаделей, мощных архитек-турных комплексов, содержавших обширные кладовые,помещения административного и культового назначе-ния. Такого рода дворец — средоточие сложной эконо-мической и религиозной жизни. ≪Дворец держал на стро-жайшем учете реальные и запланированные поступле-ния (в основном продукции ремесла и сельского хозяй-ства), дворец ведал организацией рабочей силы, воен-ного дела, выдачей продовольствия лицам, выполняющим какую-либо работу...≫ (Античная Греция. Т. 1. Ста-новление и развитие полиса. М., 1983. С. 90—91). Этоговорит о том, что дворец был центром сложной соци-альной системы.Документировалась вся многообразная хозяйственная жизнь государства: потребление и распределение сырья(прежде всего металла) в государственных и частных ре-месленных мастерских. Все население поселков, подвласт-ных дворцу, облагалось трудовыми повинностями и пода-тями. Для этого требовался большой бюрократическийаппарат: целый штат писцов и различного ранга чиновни-ков, что и подтверждается содержанием источников. Воглаве бюрократического аппарата находился царь-жрец(ванака), что, в совокупности со свидетельствами о нали-чии мощного жреческого сословия, позволяет говорить отеократической природе знати.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.