Мировоззрение, исторические типы мировоззрения, специфика философии. Марксизм и его место в философской традиции

Страницы работы

13 страниц (Word-файл)

Содержание работы

МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ.

Мировоззрение – это результат духовного освоения мироздания с определенной точки зрения – с точки зрения взаимоотношения таких основных частей мироздания, как природа и люди.

Мировоззрение – это не совокупность всех взглядов и представлений о мире, а лишь предельно обобщенные основополагающие взгляды на мир и место человека в этом мире.

Задача мировоззрения – дать человеку целостную картину мира, принципов его устройства и эволюции как основы самоопределения индивида. В мировоззрении выражается особенности культуры конкретной эпохи и того или иного народа. Мировоззрение представляет собой перманентный поиск ответа на вопросы: «что такое человек?», «что такое мир?», «в чем смысл бытия человека и мира?»

Являясь сложным социальным образованием, интегральным по своему содержанию, мировоззрение есть сплав эмоционального,  психологического и интеллектуального отношения к миру, его чувства и разум,  сомнения и убеждения, знания и оценки, вера и более или менее целостное понимание человеком мира и самого себя.

В любом мировоззрении можно выделить, по крайней мере, три основных блока:

1)  миропонимание – уровень знаний;

2)  мироощущение – уровень эмоциональных, чувственных отношений;

3)  мировосприятие – мотивы, побуждающие человека к действию.

Миропонимание имеет два уровня – обыденно-практический и рационально-теоретический, к которому и относится философия – рационально выраженные знания.

Исторически известны три формы мировоззрения: мифология, религия, философия. Выделяют также и жизненно-практическое. Каждый из типов представляет относительно  целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества.

Мифология – исторически первая форма мировоззрения, возникшая на этапе становления общества. Это универсальная, не расчлененная,  единая форма общественного сознания. Для первобытных людей мифы – это не сказка, но действительная жизнь со всеми надеждами и страхами. В мире дается картина возникновения, устройства и развития мира, фиксируются нормы социального общения. В мифе отсутствует различение необходимого и случайного, человеческого и природного, духовного и телесного, естественного и сверхъестественного. Содержание человеческой жизни, согласно мифу, предопределено. Миф – это обобщенное отражение действительности в виде чувственных представлений.

Более поздним, чем мифология, социально-историческим типом мировоззрения является религия. Основу ее составляет вера в существование сверхъестественных сил, признание главенствующей роли сверхъестественного мирового начала в мироздании и жизни людей. Если в мифологии человек неотделим от бытия, не мыслит себя вне его, то в религии предполагается сознательный выход личности из этого мира. Мир в религии удваивается: наряду с данным бытием выделяется бытие священное, сверхъестественное как прообраз и цель деятельности человека.

Философия как теоретически сформулированное мировоззрение и исторически первая форма теоретического знания появляется тогда, когда личность окончательно осознает свое своеобразие и четко противопоставляет себя обществу и общепринятым верованиям. Отличительной особенностью философского познания как основы мировоззрения в противоположность мифологии, религии, а также обыденному сознанию является его доказательность, логическая обособленность и аргументированность, а также рассмотрение мира через призму отношения  человека к миру. Философия пытается открыть предельные основания бытия.

Философию очень часто называют живой душой культуры, духовной квинтэссенцией эпохи. Любая философия стремится ответить на вопрос о цели существования человека и человечества.

МАРКСИЗМ И ЕГО МЕСТО В ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ

Важнейший вклад в проблему философского осмысления окружающего нас мира был сделан крупнейшими мыслителями XIX века Карлом Марксом (1818 - 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895). Философия марксизма, как и любая великая философия, явилась «эпохой, выраженной в мысли» (Гегель).

XIX век в Европе - век крупных событий в еауке, духовной жизни, экономических и политических отношениях. Так, в науке происходит открытие клетки, Дарвин создает теорию эволюции органического мира, утверждается закон превращения энергии. В Германии широкое распространение получает философия Гегеля, его диалектико-идеалистическое миропонимание и критика его идеализма материалистом Людвигом Фейербахом. Во Франции, Англии, Германии и других странах резко обостряется классовая борьба. Пролетариат проявляет себя уже как самостоятельная социальная сила.

Все это и многое другое требовало философского осмысления. И , прежде всего, - выяснить, что из себя представляет новый касс, какое место он занимает в обществе, каково его будущее.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
313 Kb
Скачали:
0