Мировоззрение, исторические типы мировоззрения, специфика философии. Марксизм и его место в философской традиции, страница 3

В современных условиях возникла острая необходимость выяснить действительное место философии марксизма в философской традиции. Это важно потому, что предпринимаются попытки вообще не рассматривать диалектический материализм как важнейший этап в развитии философской мысли. Безусловно, сегодня важно полностью отказаться от догматического подхода к философии марксизма и опираясь на ее принципиальные положения (о первичности и познаваемости материи, о принципах связи и развитии, о социуме как результате эволюции природы, о знании практической  деятельности людей и др.) анализировать и делать новые выводы о мире, давать его современное понимание. Появление синергетики свидетельствовало тому, что диалектическое понимание мира получает новый импульс.

Философия марксизма - это не только история, но современность и будущее. Без нее невозможно глубоко и всесторонне понять тот мир, в котором мы живем и будут жить наши потомки.

ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ

Бертран Рассел назвал философию «ничьей землей». И действительно, она есть творение всего человечества. Это и делает ее бесконечно разнообразной в своих национальных проявлениях (античная философия, французский материализм XYIII века; немецкая классическая философия и др.)

Свое своеобразное проявление характерно и для восточнославянской философии, истоки которой относятся к становлению славян как суперэтноса. Являясь живой душой культуры, она, наряду с общими философскими проблемами, имеет и свои отличительные черты.

Россия расположена на огромном пространстве, объединяющим различные народы как западного, так и восточного типа. Она всегда была как бы гигантским «мостом» между многочисленными соседями. И все это не могло не оказать влияния на духовный мир славян.

Особенно большое значение для восточнославянской философии имело крещение Руси, которое через Византию установило связь с колыбелью европейской цивилизации - античным философским наследием. В свою очередь, древнерусская духовная культура оказывала влияние на культуру других народов, и прежде всего, балканских славян.

Можно выделить некоторые характерные черты восточнославянской философии:

1.  Религиозность - до XIX века в центре ее внимания находились идеи, связанные со священным писанием.

2.  Универсализм - она получала распространение там, где исповедовалось православие, т.е. не только среди славян, но и  среди грузин, армян, мордвы и т.д.

3.  Софийность - любовь к идеалу святости.

4.  Общинность - защита общинного образа жизни восточных славян.

5.  Патриотизм  - в центре внимания всех мыслителей находились интересы единой и неделимой России, обеспокоенность ее настоящим и будущим.

Первые философские размышления мы встречаем у мыслителей XI-XII веков - Иллариона, Кирилла Туровского, Климента Смолятича, Владимира Мономаха и др. Это была еще только «философия пробуждения». В центре внимания находятся такие проблемы, как проблема соотношения души и тела, веры и знаний, свободы, политического устройства государства и др.

После ликвидации татаро-монгольского ига наступает новый этап истории восточнославянской философии, значительный вклад в которую внесен белорусскими мыслителями. На территории белорусских земель, не затронутых нашествием, под влиянием Запада широкое распространение получили идеи Возрождения, которые нашли свое воплощение в творчестве Ф. Скорины (1490 - 1551), Н. Гусовского (1470-1533), Сымона Будного (1530-1593), Казимира Лыщинского (1630-1689) и многих других. Уже в новых условиях та же проблема о соотношении веры и разума решается иначе - значительно большее значение придается разуму (вплоть до отрицания веры в бога у Лыщинского). Не случайно русские цари (Алексей Михайлович, Петр I) стали приглашать в Москву мыслящих деятелей культуры, взращенных на белорусских землях  (Копиевич, Симон Полоцкий и др.)