Мировоззрение, исторические типы мировоззрения, специфика философии. Марксизм и его место в философской традиции, страница 23

Потребности буржуазного способа производства в точных знаниях привели к ряду открытий и научных революций в математике, физике, астронимии и, особенно, в механике. Г. Галилей (1564 - 1642)  открыл принцип относительности, гласящий, что никакими механическими опытами нельзя определить, покоится или движется т.н. инерциальная система отсчета, и что все законы механики применительно к ним равноправны. И. Ньютон (1643 - 1727) на основе этого принципа сформулировал три закона механики и закон всемироного тяготения. Созданные ими основы теоретической механики и методы исследования привели к созданию механической картины мира. Важнейшей чертой философского материализма эпохи, опирающегося на естествознание, был поэтому механический его характер. Господствующими концепциями приняты были сперва пантеизм (пан - всеобщий, теос - бог), разработанный Б. Спинозой (1632 - 1677) и согласно которой природа сама есть Бог, и затем, деизм (лат. - Бог), - что Бог  создал и запустил мир, который живет по законам механики.

Философские исследования Нового времени начинаются с разработки методов познания. Средневековая схоластика своей оторванностью от жизни и практики к этому времени полностью скомпрометировала себя. В противоположность ей родоначальник   английского материализма Ф. Бэкон (1561 - 1626) разработал эмпирическое, т.е. основанное на чувтвенном, экспериментальном опыте, направление в теории познания. Главным методом в эксперименте выступает индукция, в которой порядок движения мысли от частного к общему. Это метод он обосновывает в своей знаменитой книге «Новый Органон», названный в противоположность книге Аристотеля «Органон», в которой  изложен метод дедукции - движение мысли от общего к частному.

Другим путем в разработике методологии научного исследования с рационалистических позиций пошел французский философ  Рене Декарт (1596 - 1650). В книге  «Рассуждение о методе» он ополчается против индуктивного метода  и противопоставляет ему дедуктивный, лежащий в основе математики. Декарт утверждает, что чувствам доверять нельзя, истину дает только разум. Для обоснования этого он ищет аксиому, которая могла бы стать отправной точкой для мышления. Ее он находит в тезисе «Cogito ergo sum» -  «мыслю, следовательно существую». В области онтологии же Декарт стоял на позициях дуализма.

Многовековой спор между эмпиризмом и рационализмом завершил К. Маркс, введший в теорию познание практику, лежащую в основе и чувственного, и рационального познания («Тезисы о Фейербахе», 1844).

XYII век называют веком Просвещения. Обширные задачи по развитию производства и преобразованию общественной жизни требовали научных знаний и людей, ими обладающих. Широко распространяются различные формы обучения - школы, академии, университеты. Происходит смена парадигмы (т.е. системы ценностей,принципов и норм) образования - с ориентации от библейской на научную картину природы, знание ее законов. Чтобы преобразовать общество на разумных началах, вырвать его из пут средневековья, преодолеть тысячелетний сон разума, народ надо просветить. Центральными философскими проблемами века становятся проблемы свободы, в которой нуждается деятельный, предприимчивый человек, государственного устройства, роли личности и народных масс в истории. Решением их занимается целая плеяда ученых-просветителей, наиболее видными из которых являлись Руссо и Вольтер.

Жан Жак Руссо (1712-1778) в книгах «Об общественном договоре...» и «Рассуждения о происхождении неравенства между людьми» осуждает  современную цивилизацию как оторванную от потребностей народа и несправедливую. Ей он противопоставляет простоту и невинность древних людей, живших в согласии с природой  и ведших нравственный  образ жизни.Возникновение неравенства было одновременно и прогрессом, и регрессом в жизни общества. Первой ступенью неравенства было появление прав собственности и деление на бедных и богатых. Второй ступенью было возникновение государства на основе договора между дедными и богатыми, в результате чего  возникла новая противоположность - между сильными и слабыми, между господствующими и подвластными. Третьей ступенью стал переход от правомерной власти к власти деспотической, основанной на произволе, когда изначально выборное руководство превратирось в наследственное. Верховная власть в государстве должна принадлежать народу, который имеет право на изменение общественного строя, т.е. на революцию. Политическим идеалом Руссо была прямая демократия, осуществляемая на основе общественного договора.