Мировоззрение, исторические типы мировоззрения, специфика философии. Марксизм и его место в философской традиции, страница 30

В середине XIX века К. Марксом и Ф. Энгельсом была создана материалистическая диалектика, опирающаяся на достижения естествознания и показывающая, что развитие присуще не только сознанию, но и  самой природе. Диалектика была подразделена на объективную - диалектику природы, и субъективную - диалектику мышления, познания. Субъективная, т.е. принадлежащая мыслящему субъекту, диалектика есть отражение объективной

Ф. Энгельсу пришлось вести острую борьбу с эклектикой, как подделкой под диалектику, как концепцией, игнорирующей наличие объективных связей в окружающей действительности, субъективистски и механически соединяющей разнородные связи, идеи, теории, вырванные из своих условий и привнесенные в новые, несовместимые.

Классический пример такой борьбы - его работа «Анти-Дюринг», в которой, кстати, дается анализ принципов и законов диалектики.

Принцип развития означает такое изменение объекта, которое характеризуется необратимостью, переходом к качественно новому состоянию, появлением новых структурных элементов, функций, свойств. Понятие развития уже понятия движения, которое есть всякое изменение вообще. Развитие есть единство и борьба прогрессивной и регрессивной сторон объекта. Победа прогрессивной линии в этой борьбе способствует  сохранению и совершенствованию объекта, победа регрессивной - ведет к его деградации.

Законы диалектики описывают наиболее обшие механизмы развития. Их три. Это закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно на новом уровне развития, закон отрицания отрицания.

Специфика парных категорий диалектики - возможности и действительности, причины и следствия, необходимости и случайности и др. - в том, что они описывают механизмы развития различных  противоположных сторон предметов, процессов, явлений и в своей совокупности дают стройную картину появления нового.

В целом диалектика имеет огромное значение для познания и преобразования действительности, а все ее структурные элементы являются методологией для всех частных  наук.

основные законы диалектики

Учение о законах занимает особое место в философии. Основной вывод естествознания и теории развития состоит в том, что в мире действуют объективные законы. С этим выводом не хотят соглашаться субъективно-идеалистические и иррационалистические направления в философии, поскольку с их точки зрения мир есть порождение сознания субъекта (их кредо: «без субъекта нет объекта») и это сознание не отражает, а конструирует мир. Так, И. кант писал: «Рассудок не черпает законы из природы, а предписывает их ей»; А. Шопенгауэр: «Закон есть необходимые связи представлений, устанавливаемые действием воли»; Витгенштейн: «Законы - это только предложения».

Отвергая подобное понимание законов, диалектики подчеркивает, что законы существуют объективно, независимо от людей. В мире существует множество связей между предметами и чвлениями. Одни из них устойчивы и существенны, другие - нет. Изучение этих связей и позволило выделить из них группы устойчивых, существенных, повторяющихся связей, которые и получили название закономерных. Закон есть существенная, необходимая, повторяющаяся связь между предметами и явлениями объективного мира, вызывающая строго определенное течение событий.

Поскольку в мире существует множество законов, их принято классифицировать на всеобщие, общие и частные. Всеобщие - это законы диалектики, общие определяют развитие какой-либо крупной сферы действительности - законы сохранения, всемирного тяготения и т.д. Частные проявляются в какой-либо узкой области материального мира (законы Ома, Бойля-Мариотта и др.).

К всеобщим относятся законы перехода количественных  изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания.

Закон природы количественных изменений в качественные дает ответ на вопрос: как совершается развитие, каким образом осуществляется переход от одной ступени к другой? Чтобы разобраться в сущности этого закона, надо осмыслить основные категории, с помощью которых он формируется: качество, свойство, мера, скачок.