Мировоззрение, исторические типы мировоззрения, специфика философии. Марксизм и его место в философской традиции, страница 24

Вольтер Франсуа-Марк (1694-1778) - деист. За свои взгляды дважды сидел в Бастилии. Выдвинул широкую программу социально-политических преобразований государства и упразднения католической церкви (лозунг «Раздавим гадину!»), подготовившей революцию 1789 года  и декрет парламента 1793 г. «Об отмене религии во Франции», Кстати, он написал «Историю России», где показал ее с лучшей стороны, считал Екатерину II просвещенной  императрицей.

Наряду с идеалами Просвещения и социального равенства людей шла разработка и мировоззренческих проблем, ядром которых являктся философия. Главной проблемой в материалистической традиции было восстановление торжества законов природы. В мире нет  ничего, кроме нее. Она несотворима и неуничтожима, функционирует по своим законам. Однако материализм этой эпохи получил название механистического, т.к. распространял законы механики и на живую природу, и на общество. Характерно название популярной тогда книги видного материалиста Ламетри (1709 - 1751) - «Человек-машина», в которой организм человека рассматривается как заводящаяся машина, аналогичная часовому механизму.

Дени Дидро (1713-1784), как неформальный лидер материализма, вместе с Даламбером (1717-1783), Ш. Монтескье, Вольтером, Гольбахом, Гельвецием (1715-1771) и др., возглавил издание знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» и несмотря на всевозможные препятствия довел это многотомное издание до конца.

Вершиной и систематизатором французского материализма и атеизма является Поль-Анри Гольбах (1723-1789). Он выдвигает ряд важных идей: о единстве материи и движения, о качественной «разнородности всего существующего», о естественной причинной обусловленности всех явлений. Его произведения «Система природы», «Карманное богословие», «Здравый смысл» и др. еще при жизни выдержали ряд изданий.

Таким образом, французский материализм XYIII века, несмотря на недостатки - механизм, метафизический подход (хотя и с диалектическими догадками), созерцательность в теории познания, антропологический подход к человеку как биологическому лишь существу - опираясь на естествознание оставил заметную веху в истории философии, подготовил почву для создания новой формы  материализма - диалектического.

основные категории диалектики

Среди всех категорий философии особое место принадлежит парным категориям диалектики. Они раскрывают различные аспекты развития и являются конкретизацией действия законов диалектики. Противоположные стороны процесса развития, фиксируемые этими категориями, находятся в единстве и борьбе, жта борьба совершается посредством постепенных количественных изменений, ведущих к новому качественному их состоянию, и имеет свою определенную направленность, тенденцию.

При анализе каждой пары этих категорий, следует помнить, что каждая из них органически связана с другой и не может без нее существовать, что не следует противопоставлять и отрывать их друг от друга, как это делает метафизический стиль мышления в истории философии, да и в настоящее время. Также следует иметь ввиду, что объективный  и субъективный идеализм объявляет эти категории порождениями либо «абсолютной идеи», «мирового разума», либо индивидуального человеческого сознания. Успеху анализа будет способствовать четкое определение этих категорий и сопоставление с соответствующими частно-научными понятиями.

Человеческое познание начинается с единичного и через особенное идет ко всеобщему, от чувственного знания, отражающего, главным образом, единичное, к рациональному, которое отражает общее. В любом развивающемся объекте, процессе есть единичные, особенные и всеобщие признаки и отношения.

Единичное - это такой признак, который присущ только данному объекту, особенное - это признак, присущий многим объектам данного класса, но не всем, общее - признак, присущий всем объектам данного класса без исключения.