Мировоззрение, исторические типы мировоззрения, специфика философии. Марксизм и его место в философской традиции, страница 7

Согласно одной из них, в случае чрезвычайно больших расстояний между телами, имеющих место в мегамире, закон всемирного тяготения Ньютона не действует.

Предел наблюдаемой сегодня Вселенной достиг в радиусе 8 млрд. Световых лет. Ни один из известных законов природы в этих пределах не нарушается. С цивилизациями земного уровня может быть установлена двусторонняя связь (радиосвязь) в радиусе 1000 световых лет. Но для этого нужно, чтобы мы и они нашли друг друга, нужны однонаправленные антенны.

Материальный мир не сводится к трем мирам неорганической природы. На их перекрестке возникла органическая природа, а затем и человеческое общество. Сложились и качественно новые, своеобразные уровни материи. Так, в органической природе выявлены молекулярный уровень, микроорганизмы, клеточный уровень и т.д., в обществе - человек, семья, производственные коллективы, классы, социальные группы, государства, общественно-экономические формации.

Современная наука показала, что все известные сегодня миры - лишь ступени в бесконечном развитии единой материи. Каждый из этих миров - часть единого целого, поэтому они попадают под действие общих закономерностей. Как в мире «элементарных» частиц, так и в области человеческой практики и в безграничных далях Космоса проявляется действие законов сохранения энергии, массы, заряда и т.п. Везде действует закон причинности.

Все это подтверждает единство материального мира, качественную неисчерпаемость форм движения материи, ее  бесконечность и «вглубь» и «вширь».

ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ.

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ.

Человеческий разум с давних пор пытался проникнуть в сущность явлений общественной жизни, стремится познать не только природу, но и самого  себя.

Первоначальное значение понятия «общество» - общность, союз, содружество (латинский глагол «социо» означает соединять, затевать совместный труд). Аристотель называл человека «политическим животным», подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество. Необходимо различать термины «общность» и «общество». Общность определяется как форма совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом. Таковы семья и народ. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных совместными интересами и договором.

Не всякая общность является обществом, но любое общество - это так или иначе самоуправляющая общность.

Различные аспекты общественного бытия  являются объектом изучения многих гуманитарных и социальных дисциплин: истории, экономической теории, демографии и социологии, социальной философии. Социальная философия ставит своей задачей рассмотрение общества как целостного организма, части которого, взаимодействуя, взаимовлияют друг на друга.

Зачатки социально-философского знания встречаются у мыслителей древнего мира.

Древнекитайский мыслитель Конфуций, выделив основу общественных отношений в принципе «ли»(норма, право, церемония), провозглашает «неизменность» господства «благородных мужей» над простолюдинами, подчинение нижестоящего вышестоящему.

Античные философы (Демокрит, Платон, Аристотель, Лукреций), рассматривая бытие, выделяли общественную жизнь. Платон в диалоге «Государство», описывая утопическое социально-политическое устройство общества, моделирует образ идеального государства, которое основано на исходном неравенстве людей и управляется философами.

Средневековые мыслители давали теологическое объяснение истории, видя в ней воплощение божественного провидения (Августин Блаженный, IY-Y вв. «О граде божием», Фома Аквинский  «Суммы»).

В эпоху Возрождения общественное развитие рассматривается как гражданская история вне влияния режима («Утопия» Т. Мора и «Город солнца» Т. Компанеллы).

Концептуальное оформление представления об обществе получили в XVII - XVIII вв. В это время философские проблемы общества выделялись в самостоятельный предмет исследования, сформировалась особая отрасль науки - социальная философия. Вольтер, рассматривая историю развития общества, впервые вводит понятие «философия истории».