Мировоззрение, исторические типы мировоззрения, специфика философии. Марксизм и его место в философской традиции, страница 21

Итак, философия как наука изучает наиболее общие законы и закономерности окружающей нас действительности и познания, является ядром всей человеческой культуры. В то же время, философия больше, чем наука. Наука изучает на теоретическом уровне реально существующие объекты. Иные проблемы для нее просто беспредметны. Философия же исследует и феномены обыденного, мифологического и религиозного сознания, ставит вопросы, откуда возникают и куда исчезают предметы окружающего мира; да и весь он сам, то есть вопросы небытия (инобытия), тем самым расширяя поле научных исследований.

Между философией и наукой имеет место диалектическое взаимодействие, успехи одной способствуют успеху второй. Так, в античную эпоху философ Демокрит выдвигает учение об атомах, служившее на протяжении нескольких тысяч лет руководящим принципом для естествознания. С другой стороны, успехи естествознания способствовали развитию философских идей.  Например, открытие клетки, законов сохранения и превращения энергии, эволюции видов живой природы привело к созданию качественно новой философии - диалектического материализма.  Таких примеров множество. Философия на основе достижений естествознания вырабатывает общенаучную картину мира, соответствующую знаниям и культуре своего времени. Подводя итог историческому взаимодействию науки и философии, выдающийся философ XIX в. Гегель писал, что философия есть духовная квинтэссенция той или иной эпохи.

Знание философии необходимо каждому образованному человеку, а уровень философской культуры способствует его жизненному успеху.

сущность и социальные последствия нтр

Современный этап развития социума является сложным и противоречивым. ХХ век породил проблемы, затрагивающие интересы не только отдельных государств, народов, территорий, но и все человечество в целом.

Бурное развитие науки и техники разрушило как традиционное представление о пространстве, времени, атоме, так и о самой человеческой личности. В обиход вошли такие термины, как «неопределенность», «непредсказуемость», «непредвиденность» и т.д. И особенно - противоречивость.

Но одно прочно вошло в общественное сознание - вера в научно-технический прогресс, который в конечном счете и позволит решать все проблемы. Ведь привел же он к тому, что человечество стало избавляться от опасности атомной войны, а в последнее время - и от «холодной».

Но смертельные схватки могут быть и без участия армии: уже ведутся «войны» на мировом рынке, сколачиваются торгово-экономические блоки, вынашиваются планы «захвата» чужих территорий с их сырьевыми ресурсами. Идет интенсивная коммерцизация политики.

Возникла новая острая ситуация, породившая своего рода философию миллениума - размышления о будущем человечества в третьем тысячелетии. Ее начало можно отнести к выходу книги Эриха Фромма «Иметь  или быть?» (1976).

Развивая свою концепцию будущего Э. Фромм говорит о будущем универсальном обществе, ориентированном на «бытие». И основой такого подхода он считает бурное развитие науки и техники. Другой философ Жак Элюль пишет: «Я совершенно верен, что если бы Маркс жил в 1940-х годах, он не стал бы более исследовать  экономическую структуру капиталистического общества, а стал бы изучать технику».

Очевидно, в философии миллениума все большее место отводится философии техники, которая и стремится дать объяснение роли науки и техники как в жизни прошлого и современного общества, так и в будущем.

На протяжении всей своей истории человек был связан с техникой. В процессе трудовых операций он постоянно совершенствовал ее с целью облегчить свой труд,сделать его более производительным. В соответствии с законом диалектики количественные накопления  совершенствовались, приводили к качественным изменениям (техническим революциям - использование железа; простейшие механизмы; машинное производство и т.д.) В середине ХХ века произошла революция, которая и получила  название научно-технической (НТР). Она связана с возникновением кибернетики, которая качественно изменила не только процесс производства, усилила возможности человека, о и изменила его бытие