Мировоззрение, исторические типы мировоззрения, специфика философии. Марксизм и его место в философской традиции, страница 14

«Личность» характеризует достаточно развитого человека, который может свободно определять свои поступки, понимать их смысл и отвечать за них. Для «личности» важны не внешние нормы поведения или случайные эмоции, а способность определять характер своих действий из самой себя, силой своего мышления и воли. Причем, что особенно важно, «самозаконодательство» «личности» не противоречит общечеловеческим нормам нравственности, всегда конкретно, самобытно, но совпадает именно с ними. Это означает, что главное в «личности» - ее нравственный облик, круг ее ценностей. Ценности выражают то обстоятельство, что человеческий мир не дан природой, создается самим человеком. Ценность - такое отношение человека и предмета (или другого человека), в котором порождаются возможности видения и понимания мира и себя, не существующие до этого, не выводимые из природных закономерностей. Иначе говоря, в результате духовных усилий человек различает добро и зло, формирует нравственный идеал, представления о смысле жизни, счастье и т.д. Ценности тесно взаимосвязаны, образуя ценностную ориентацию «личности». Это как бы особая установка, стратегическая направленность, задающая и сохраняющая определенность и целостность образа жизни данного человека. Ценностная ориентация позволяет «личности» возвышается над обстоятельствами, всегда сохранять свое лицо.

концептуальные особенности античной философии

Античная философия существовала с  VI в. до н.э до Y в. н.э. в виде множства школ, выработавших основы почти всех позднейших типов мировоззрений. В ее развитии выделяют 4 этапа:

1.  Натурфилософия (VI в. до н.э. - первая половина Y в. до н.э.);

2.  Классическая философия (вторая половина V в. до н.э. - IY в. до н.э.);

3.  Эллинистический период (III в. до н.э. - I в. до н.э.);

4.  Римская философия (I в. н.э. - Y в. н.э.).

1.Существует множество разных вещей, но они не вечны, возникают и исчезают. Поскольку вещи воссоздаются, постольку вместе с ними не исчезает, но постоянно сохраняется какая-то их основа. Что есть первооснова всего существующего? Вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит), земля, вода, воздух, огонь (Эмпедокл). Но это не агрегатные состояния вещества (в современном понимании), а стихии, т.е. творческие силы, порождающие все существующее. Подобно тому, как  десятки тысяч слов языка порождаются небольшим числом букв.

Если первоначало взять независимо от многообразия вещей , то с точки зрения их необходимой основы, тогда оно есть бытие (Парменид). Символ огня Гераклита означает, что ни мира, ни человека, данных раз и навсегда, не существует. Они постоянно воссоздаются в результате духовных усилий человека, как бы мерцают, имеют ритм. Ритм описан Пифагором и назван числом. Существует и может быть названо то, что достигло определенности, поэтому его сущность может быть выражена числом. Мир многообразен, что означает, что бытие по-разному присутствует в вещах. Тогда можно сказать, что бытие есть совокупность атомов (Демокрит). Атом - предельная , далее неделимая форма, благодаря которой данная вещь является именно этой вещью, а  не другой.

2.  Переходом к классической философии является философия софистов (Протагор, Горгий). Они переориентировали мышление на поиск различий в законах природы и законах культуры.

Сократ показал нравственный характер мышления. Вся человеческая жизнь определяется мышлением. Когда оно глубоко и точно, тогда в нем присутствуют и совпадают истина и добро. И в человеке говорит не его частное мнение,но высший закон мира, божественный разум. В противном случае все обессмысливается, господствуют иллюзии, общество движется к хаосу.

Суть философии Платона - в учении об идеях. Это значит, что в мире культуры существует только то, смысл чего познан и реализован. И смысл вещи реальнее самой вещи. Без смысла, т.е. идеи, нельзя ничего ни создать, ни понять.

Философия Аристотеля - это стремление к реализму, к гармонии материального и идеального, чувственного и рационального, человеческого и божественного. Он систематизировал все знания греков, разработал философский язык, т.е. категории, основал ряд наук: логику, этику, эстетику, психологию.