Мировоззрение, исторические типы мировоззрения, специфика философии. Марксизм и его место в философской традиции, страница 28

В теории познания Кант в противоположность предшественникам на первое место ставит не объект, воздействующий на органы чувств, а активный субъект, который благодаря своим познавательным  способностям - чувствам, рассудку, воле не отражает объект, а творит, конструирует представления о нем и создает соответствующие теории. Кант признает объективность внешнего мира, но считаети, что познать можно лишь то, что лежит на поверхности - «вещь для нас», а  сущность или «вещь в себе» непознаваема, т.е. стоит на позициях агностицизма. Общие понятия, с помощью которых может быть отражена сущность объекта, и которыми оперирует рассудок, из чувственного опыта невыводимы, являются априорными, доопытными и пребывают в некоем транцендентальном мире, по ту сторону опыта. С помощью этих понятий рассудок упорядочивает доопытные формы чувственности - пространство и время - и конструирует, а не отражает предмет мысли - объект. Все, что находится за пределами опыта - умопростигаемый мир - доступен только разуму. Разум, как высшая способность субъекта, руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели и оперирует идеями. Идеи у Канта не онтологизированы, как у Платона, - это представления о целях, к которым стремится наше познание. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта. Но его средства - понятия и категории - действуют только в своих пределах. Поэтому рассудок впадает в иллюзии, противоречия, антиномии: мир конечен и бесконечен, в мире существует свобода - и все подчинено законам природы, мир прост и сложен и др., которые не в силах разрешить.

Человек по Канту - житель двух миров% чувственновоспринимаемого и умопостигаемого. Первый - это мир природы, второй - это мир свободы. В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум, практический потому, что его главное назначение - руководить поступками человека. Движущей силой этого разума является не мышление, а воля. Человеческая воля автономна, т.к. определяется не внешними причинами - природной необходимостью или божественной волей, а своим собственным законом. Законы практического разума - это законы морали. Главный нравственный закон - это категорический императив. Суть его: поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой. Знай, что своими поступками ты формируешь образ действий по отношению к себе и создаешь форму, характер взаимоотношений.

Кантовское учение об активности человеческого сознание и диалектическом характере взаимодействия между субъектом и объектом, развивал дальше И.Г.Фихте (1762-1814) как взаимодействие между индивидуальным «Я» и мышлением человечества в целом. В учении Ф. Шеллинга (1775-1854) преодолевается их противопоставление и разрабатывается учение об их тождестве. «Абсолютное Я» у Шеллинга превращается в божественное начало мира, акты творения которым всего многообразия можно понять только гениям, обладающим особой формой познания - интеллектуальной интуицией.

Опираясь на идеи предшественников, выдающийся немецкий философ Г. Гегель (1770-1831) разрабатывает грандиозную онтологическую картину мира, в основе которой лежит деятельность Абсолютной идеи - мирового могучего сверхъразума. Абсолютная идея проходит в своем развитии три стадии - бытие в своем собственном лоне, развертывание в природе и самопознание самой себя в человеческом обществе. В ходе этого развития формируются логика,естествознание, гуманитарное знание, все достижения культуры, цель которых - самопознание Абсолютной идеи. Высшей формой развития Абсолютной идеи является Абсолютный дух, под которым понимается совокупная духовная деятельность  человечества за тысячелетия его существования. На стадии возникновения философской системы самого Гегеля и совпадающего по времени существования Прусской монархии, в которых воплотился мировой разум, развитие Абсолютной идеи завершается. Эта завершившаяся онтологическая схема развертывания Абсолютной идеи находится в глубоком противоречии с диалектическим методом, разработанным Гегелем. Согласно же последнему, развитию нет конца, разве что с гибелью самого объекта.