Мировоззрение, исторические типы мировоззрения, специфика философии. Марксизм и его место в философской традиции, страница 31

Качество есть целостная совокупность существенных свойств, структуры, функций, делающих предмет относительно устойчивым и с  изменением которых предмет перестает быть тем, чем он есть. Например, свойство фотосинтеза у растений, структура углерода (алмаз, графит, сажа), функции мозга и т.д.

Количество - это определенность предмета со стороны его величины, объема, темпа протекания процессов, интенсивности развития, степени наличия свойств. Качество и количество - это единство противоположностей, присущее каждому объекту и процессу. Это единство  выражается в мере. Мера - это границы, в которых количественные изменения не вызывают качественных и предмет остается самим собой. У каждого качества есть две границы меры - верхняя и нижняя. Например, 0о и 1000 для воды как жидкости при нормальном атмосферном давлении. Границы меры подвижны и зависят от окружающих условий. Скажем, температура кипения воды в горах, на высоте будет менее 1000. Скачок - это переход за границы меры, к новому качеству.

Итак, сущность закона перехода количественных изменений в качественные и обратно состоит в том, что мелкие, порой незаметные вначале количественные изменения, постепенно накапливаясь, на определенном этапе - на границе меры, через скачок, приводят к качественно новому состоянию объекта и новым границам меры для своего развития.

Сущность закона единства и борьбы противоположностей состоит в том, что он дает ответ на вопрос: почему имеет место развитие, в чем его причины и показывает, что развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого на взаимоисключающие, противоположные  моменты, стороны и тенденции, борьба между которыми и приводит к качественно новому состоянию. Стороны объекта не сразу становятся противоположными, они в ходе развития проходят следующие стадии: тождество или равенство, совпадение сторон, различие - их несовпадение, противоположности - это такие стороны, которые и предполагают и исключают друг друга одновременно, друг без друга не могут существовать, и конфликт - высшая стадия борьбы, когда момент единства исчезает, борьба становится абсолютной, устраняют друг друга, а объект переходит в новое качественное состояние. Развитие есть процесс возникновения, становления и разрешения противоречий. Противоречия же есть отношения между различными и противоположными сторонами.

Противоречия многообразны как и сам мир. Их можно классифицировать по месту в системе на внутренние и внешние, по характеру возникновения - на необходимые и случайные, по роли в развитии - на основные и неосновные, главные и неглавные, по их типу - антагонистические и неантагонистические.

Согласно закону отрицания отрицания, развитие складывается из определенных циклов, в рамках которых разрешаются свойственные им противоречия между старым и новым с помощью отрицания. В отличие от нигилистического, метафизического понимания отрицания как уничтожения не только старого, отжившего в объекте, но и самого объекта, диалектическое отрицание многозначно и характеризуется гегелевским понятием «снятие». В немецком языке ему соответствует глагол aufheben, имеющий значения: 1) отменить, упразднить (старое); 2) сохранить (полезное, положительное в объекте); 3) поднять (положительное на новую ступень). В такой трактовке показывается внутренний механизм диалектического отрицания как самоотрицания, а не отрицания извне.

Последовательность циклов диалектических отрицаний, зафиксированная в названии закона, дает картину направленности, тенденции развития.

Эта картина показывает, что отрицанию отрицания присущи последовательность, преемственность и поступательность развития, а также такая специфическая черта как спиралеобразный его характер. Последняя означает, что в каждой стадии развития имеет место якобы возврат к старой, пройденной стадии. Но это не просто повторение пройденного, иначе было бы замыкание круга, а возврат на более высокой основе.

Законы диалектики имеют огромное методологическое значение для теории и практики. Их знание помогает не только объяснять происхождящие события, но т влиять на них, управлять ими.