Мировоззрение, исторические типы мировоззрения, специфика философии. Марксизм и его место в философской традиции, страница 2

Новые открытия в естествознании показали, что в мире все находится во взаимосвязи и развитии и, тем самым, подтвердили догадку Гегеля, что диалектика правит миром. Анализ К. Марксом капиталистического общества и открытие Моргана позволили сделать вывод, что диалектика господствует не только в природе, но и в обществе, и разработать учение об общественно-экономических формациях как этапах исторического развития социума. Был открыт фактор, определяющий развитие и функционирование общества, таким фактором  является способ производства материальных благ. Таким образом, было разработано диалектико-материалистическое понимание мира, согласно которому в мире нет ничего застывшего, неизменного, все находится во взаимосвязи и взаимозависимости, и его развитие происходит на основе трех основных законов диалектики - закона противоречий, закона взаимного перехода количественных и качественных изменений и закона отрицания отрицания. Впервые была создана концепция, опирающаяся на науку и позволяющая понять мир с точки зрения реального восприятия. Это был подлинный переворот в мировоззрении.

Сущность нового понимания и отражена в названии философии - диалектический материализм.

Следует особо подчеркнуть, что ни К. Маркс, ни Ф. Энгельс не считали, что их философия - нечто законченное, некая вершина в развитии философской мысли. Наоборот, они постоянно подчеркивали ее творческий характер, что новые достижения науки и практики в жизни социума потребуют новых оценок, новых выводов.

Опираясь на диалектико-материалистическое понимание истории, Марк и Энгельс поставили задачу дать ответ на вопрос об историческом предназначении пролетариата и сделали вывод, что с помощью установления своей власти («диктатуры пролетариата») он должен построить коммунизм и, тем самым, освободить труд, преодолеть отчуждение человека, создать общество всеобщего равенства, условия для всестороннего развития личности. Однако, они оставили только предварительные положения об устройстве будущего общества, что и позволило их последователям давать свое понимание как путей построения, так и особенностей будущего общества.

Дальнейшая судьба философии марксизма связана с их учениками и последователями Г.В. Плехановым и В.И. Лениным. На этом этапе (1895-1924) проявились две особенности в его развитии. Первая из них - это творческое развитие фундаментальных положений - о материалистическом понимании истории (Г.В. Плеханов), о материи, диалектике, сознании, познании, государстве, революции (В.И. Ленин).  Но одновременно В.И. Лениным был сформулирован тезис о партийности философии, согласно которому философия марксизма - это философия пролетариата. Тем самым, изменялся статус философии как учения о бытии, о человеке и об отношении человека к миру - она становилась орудием политической борьбы, средством определения и оправдания политических действий, что противоречит сущности самой философии.

Крнечно, нередко философские идеи (Платона, Аристотеля, французских материалистов, Гегеля, Ницше и др.) использовались в идеологических и политических целях, однако при этом созданные мыслителями системы сохраняли свой статус ядра мировоззрения.

Следующий этап - это послеоктябрьский период, продолжавшийся до 90-х годов XX века. На этом этапе идея партийности философии получила дальнейшее развитие. Произошел полный отказ от творческого подхода, философия марксизма была превращена в догму - в сборник цитат. И это несмотря на то, что в науке произошли крупные открытия, многое изменилось и в жизни общества. Гонениям (под видом борьбы за чистоту марксистской философии) подвергаются теория относительности, генетика и кибернетика. Борьба против идеализма возводится в ранг государственной политики. Всякая попытка сказать свое слово рассматривается как ревизия марксизма. По существу, философская жизнь в стране замерла. Великое творческое учение превратилось в свою противоположность - в набор упрощенных, примитивных рассуждений, комментирующих мысли К. Маркса и Ф. Энгельса без учета новых условий. Монополия на философские высказывания была отдана отдельным личностям, выполнявшим социально-политический  заказ.