Мировоззрение, исторические типы мировоззрения, специфика философии. Марксизм и его место в философской традиции, страница 8

Заметное влияние на развитие общественно-политической мысли оказала теория общественного договора (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. Руссо), которая обосновывала идею заключения общественного договора как основной причины возникновения цивилизованного общества.

Французские просветители (Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций, Ж. де Ламетри) доказывали, что движущей силой истории человечества является человеческий разум, прогресс просвещения. «Человек есть продукт общественной среды, которая, в свою очередь, продукт взглядов человека («мнения правят миром»).

Согласно Гегелю, вся история есть, по существу, история мысли, саморазвития разума, который  представляется как надиндивидуальное начало. В структуре общества Гегель ставит на первый план так называемое «гражданское общество», имущественные экономические отношения, в основе которых лежит труд человека.

История, по Фейербаху, представляет смену типов нравственных и религиозных отношений, связующих людей.

Используя достижения европейской философской мысли, К. Маркс и Ф. Энгельс создали новую концепцию общественного развития - диалектико-материалистическую.

Согласно концепции материалистического понимания истории первичными в обществе являются  материальные условия жизни людей, общественное бытие, а духовные явления, общественное сознание как вторичное производное от материальных условий («Не сознание  людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

Исследуя производственные отношения Маркс открывает экономический закон классовой борьбы, считая ее движущей силой общественного развития.

К 30-40 годам XIX в. относится и возникновение позитивистской социологии, основоположником которой является французский мыслитель О. Конт. В своих работах он излагает концепцию социологии как учения о законах связи и развития общественных явлений и обосновывает идею о том, что общественная жизнь определяется уровнем интеллектуального развития общества.

Социально-философские концепции ХХ в. весьма многочисленны и разнообразны по содержанию. Однако можно выделить типичные тенденции.

Первая тенденция. В качестве определяющего фактора исторической действительности рассматриваются разнообразные феномены психики, сознания (бессознательное, эмоции, воля, самосознание) - А. Бергсон, Н. Бердяев, Д. Дильтей, Ф. Ницше, Л. Камю, З. Фрейд, А. Шопенгауэр.

Вторая тенденция называется сциентистской. Представлена школами, признающими особую роль науки, техники, производства в развитии современного общества - А. Тоффлер, Д. Белл, З. Бжезинский, У. Ростоу, Е. Масуда.

Представители  школ  третьего направления при объяснении сущности социального акцент делают на культурной сфере  - О. Шопенгауэр, А. Тойнби, П. Сорокин.            

Многообразие представлений теоретических моделей социальной философии определяется тем, что человеческое общество - это высокоорганизованная самоуправляющаяся система, по своей сложности превосходящая  любую, даже самую организованную систему в природе.

Возникает вопрос: что же объединяет людей, что преобразует простую совокупность людей в особое целое - общество?

Чтобы жить, люди должны воссоздать свою жизнь во всем объеме и содержании, т.е. объединить людей может только совместная деятельность по производству их жизни.

Именно человеческая деятельность является специфическим способом существования и изменения социальной действительности. Она пронизывает все сферы общественной системы, связывает воедино все  компоненты общества, образуя устойчивые и динамические связи, которые в целом называют общественными отношениями.

Поэтому общество представляет собой динамическую, исторически саморазвивающуюся систему общественных отношений между людьми, между человеком и миром. Общественные отношения многообразны. Выделяют экономические, социально-экономические, правовые, нравственные, эстетические и т.д., среди которых экономические являются базисными.

Общество - это, прежде всего, люди, жизнь и деятельность которых и есть история. Люди своей деятельностью творят историю, а вместе с тем, развиваются и изменяются сами.