Мировоззрение, исторические типы мировоззрения, специфика философии. Марксизм и его место в философской традиции, страница 13

В последующих докладах: «Человечество на перепутье», «Преобразование международного порядка», «Цели  для человечества» происходит эволюция в понимании перспектив, делается ставка на социальные (а не только на природные) условия, говорится о новых горизонтах и т.д.

Сегодня многие футурологи просматривают будущее человечества через призму концепции информационного общества, поскольку в новых условиях имеется возможность для каждого получить необходимую для технического прогресса информацию, что позволит выравнивать социально-экономический потенциал народов. Но очевидна иллюзорность подхода - для этого развивающимся странам нужно еще очень многое, обеспечивающее условия для реализации идеи.

Следует отметить и работы Дж. Форрестера «Мировая динамика», в которой утверждается, что при сохранении нынешних темпов развития с середины ХХI века начнется резкое увеличение смертности из-за недостатка продовольствия, загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов.

В принятом мировым сообществом документе «Повестка дня на XXI век» обозначена программа действий для обеспечения устойчивого развития общества, которая предполагает комплексный учет не только природных, но и  социально-экономических и научно-технических факторов. Как справедливо подчеркивает академик Н.Н. Моисеев, для того, чтобы найти выход, - сохранить цивилизацию и обеспечить ее развитие «потребуется предельное напряжение творческого гения человечества, бесчисленное количество изобретений и открытий. Поэтому необходимо как можно скорее максимально раскрепостить личность, создать возможность для раскрытия своего творческого потенциала любому человеку».

Новая цивилизация должна начинаться с новых научных знаний. Человечество должно научиться жить в согласии с природой, считать себя не господином, а частью природы. На смену антропоцентризму приходит новая парадигма - биоцентризм как важнейший элемент современной культуры и социального прогресса

индивид, индивидуальность, личность.

ценностные ориентации личности.

Человек живет в обществе и определяется в своих действиях культурой. Общество сложно организовано, культура многолика и человек в разных ситуациях проявляет себя по-разному, используя различные свои способности и возможности. Чтобы полнее охарактеризовать и точнее описать его поведение, обычно применяют понятия: индивид, индивидуальность, личность.

Термин «индивид» происходит от латинского «indiyiduum» (неделимое, отдельное, особое), а латинский вариант является переводом греческого «atomos» (неделимый, целостный). Этим понятием обозначают всякого отдельного человека как представителя человеческого рода. Здесь подчеркивается, что человек - как бы экземпляр человечества, один из многих. Как индивиды люди одинаковы. Различие между ними если и есть, то они определяются принадлежностью к различным общественным группам. Каждый человек единичен, но он не замкнут в себе и не отгорожен от других людей, является продуктом общества.

Являясь продуктом общества, человек все же обладает самостоятельностью, не механически действует, но сознательно определяет свои поступки. Поэтому у него формируются черты, присущие  только ему. Это отражается понятием «индивидуальность». То есть, это неповторимое своеобразие, отличие от других людей, оригинальность, самобытность. Но здесь четко не разграничиваются действительно значимые черты человека и второстепенные, поскольку те и другие могут быть оригинальными и т.п. Для этого необходимо понятие «личность».

Термин «личность» происходит от латинского «persona» (так именовалась маска, в которой играл актер в театре). Затем он стал обозначать самого актера - персонаж. Со временем понятие «личность» приобрело противоположное значение и стало обозначать не играемые человеком в жизни роли, а то постоянное и неизменное духовно-нравственное ядро, проносимое через все роли, выражающее сущность человека.