Мировоззрение, исторические типы мировоззрения, специфика философии. Марксизм и его место в философской традиции, страница 18

Классовая структура выглядит в таком случае как социально-профессиональная  структура. В ее рамках обычно выделяют высший, средний и низший классы. При этом именно величина и развитие среднего класса составляет  основу устойчивости социальной системы и ее гибкой адаптации.

Политическая структура.

Любое общество, будучисистемой множества элементов, нуждается в институтах, которые согласовали бы интересы отдельных субъектов в деятельности, разрешали бы конфликты между ними и направляли бы их к какой-то коллективной цели. Эту функцию выполняет политическая структура. Политика пронизывает все поры общества, доходит до каждого индивида, ибо она присутствует везде, где есть коллективное действие, которое всегда требует упорядочения на основе определенных норм. Соответственно формируется политическая система, включающая различные учреждения, прежде всего, государственные органы.

Политика есть сфера отношений между классами, нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного, в том числе, национально-государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами  на международной арене.

Политическая система включает в себя политические институты (государство, партии и т.д.), политические партии (конституции, законы и подзаконные акты, уставы) и политическое сознание (обыденные политические взгляды, идеи и теории).

Под углом зрения политического бытия история человечества делится на две стадии - стадию дополитической и стадию политической организации общества. Рубежом между ними выступает возникновение государства древнейшего и центрального политического учреждения.

В центре политической жизни находится проблема власти. Власть есть способность одного человека или группы людей утверждать через соответствующие органы, даже при наличии оппозиции, собственную волю. Особенно интересен при этом вопрос, почему и до каких пределов люди принимают определенную власть. Дело в том, что какова бы ни была власть, люди, прежде всего, осознанно или интуитивно, признают скрытый за ней авторитет внутренего единства общества, его духовную природу и идею. И всякая власть сильна до тех пор, пока ее авторитетность признается большинством общества. Как только власть лишается этой своей духовной поддержки, она, сколь не был бы силен аппарат принуждения, неминуемо рушится сама собой.

Политическая структура должна действовать в пределах закона, т.е. опирается на соответствующую правовую систему. Право как бы выводит внутренние начала общества в мир реальных многообразиях отношений между людьми. При этом исходным принципом подлинного права является признание неприкосновенности прав человека. Право есть определенная законом свобода.

содержательное своеобразие и основные этапы

средневековой философии

Средневековая философия пр5едставляет собой попытку разгадать тайну Христа, запечатленную в Библии. Следовательно, она синтезирует два духовных потока: античную философию и христианство. Ее исторический смысл: выработка такого понимания мира, в котором все события связаны с человеком как его сотворцом и хранителем.

Средневековая философия подразделяется на два периода:

I.   Патристика (лат. pater - отец) - учение отцов церкви (II-YIII вв.).

II. Ñõîëàñòèêà (ëàò. schole - школа) - религиозная философия, которая с помощью логических аргументов обосновывался и разъясняла церковные догматы (IX - начало XIY вв.).

III. Период патристики состоял в том, что первые христианские мыслители, опираясь на Библию, на опыт веры, разрабатывали новое понимание человека и мира. Бог - творец мира и смысл всего существующего. Человек создан по образцу и подобию Бога. Бог есть дух, значит, и сущность человека - дух. В этом смысле Бог не только вовне, но и в каждом человеке. Но человек совершил грехопадение, т.е. заключил свою божественную бессмертную душу в плен тела и оказался под властью законов смерти. Непрозрачность тела для духовных импульсов - главная причина зла. Собственными силами человек не может вырваться из плена своим вочеловечением, смертью и воскресением Христос делает тело способным к духовному просветлению, вырывает человека из объятий смерти, искупает его грехи, позволяет спастись.