Мировоззрение, исторические типы мировоззрения, специфика философии. Марксизм и его место в философской традиции, страница 19

IV. Когда новое мировоззрение было создано и широко распространилось, пришло время подкрепить веру обоснованием и разъяснением ряда догматов, принимаемых на веру, но кажущихся уму противоречивыми. Схоластика решает эту задачу и значительно развивает искусство философского анализа. Типичным примером является проблема природы общих понятий или универсалий, обсуждаемая несколько веков. Суть ее в том, существует ли общее реально, само по себе, или реально существуют отдельные вещи, а общие понятия - это лишь слова, существующие только в сознании человека. Спор вылился в борьбу реализма и номинализма.

Реализм доказывал, что общее существует реально, более того, только оно и существует, а единичное - тень, иллюзия.

Номинализм обосновывал, что реальны только единичные вещи, а общие понятия - лишь имена, слова.

Спор реализма и номинализма выражает попытку понять один из основных христианских догматов: о едином Боге, одновременно существующем в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Это значит, что Бог есть и общее, и единичное, то есть не только вовне, но и внутри человека. Именно поэтому человек может спастись. Но отождествить единичное и общее логически непротиворечиво невозможно. Воззрение реализма могут вести к аскетизму, отшельничеству или  к подчинению  человека какой-либо религиозной организации. Позиция номинализма может вести к субъективизму, произволу, нигилизму.

Оттачивая мастерство анализа, схоластика имела важное значение для развития науки. Она подготовила ей почву разделив истину  на два вида: божественную, данную в библии и открывающуюся человеку через веру и теологическое толкование; человеческую, знание естественного мира, добываемые разумом.

В целом, средневековая философия была религиозной, теоцентрической, креационистской, опирающейся на авторитет Библии и учение отцов церкви, отчасти анонимной, назидательной.

философия, ее предмет и роль в обществе

Как и во всякой науке и учении в философии имеются следующие структурные элементы: объект и предмет исследования, свои специфические категориально-понятийный аппарат, принципы, методы, законы и закономерности. Чтобы понять особенности философского знания, его отличительные черты, необходимо сделать анализ этих структурных элементов.

Объектом философского исследования является вся окружающая нас действительность, весь материальный и духовный мир, включая самого человека. В отличие от частных наук философия изучает окружающий нас мир как сложную, органически связанную систему структурных элементов, как единое целое. В целом же есть такие законы и закономерности, которых нет в его частях.

Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества, человеческого мышления, всей человеческой культуры. Иногда под предметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени, в определенную эпоху или область исследования определенной философской науки.

В структуре философского знания имеются следующие элементы (но можно представить в виде лепестков ромашки):

*   онтология - учение о бытии;

*   учения о состоянии бытия; их, исключающих друг друга, два - диалектика и метафизика;

*   гносеология - теория познания;

*   социология, как учение о наиболее общих закономерностях развития общества;

*   антропология - учение о человеке;

*   аксиология - учение о ценностях и ценностных ориентациях;

*   футурология - учение о тенденциях будущего развития мира.

Основной вопрос философии в его традиционном истолковании, предложенном Ф. Энгельсом во II главе работы «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», - это вопрос об отношении мышления к бытию. Этот вопрос является основным потому что его нельзя обойти, и от его решения зависит решение всех  других философских проблем.

Основной вопрос философии имеет две стороны. Первая требует ответа на вопрос:»Что является первичным, а что вторичным: дух или материя?», вторая - «Познаваем ли окружающий мир?»