Потенциал развития суперинтеллекта. Чем и как человек думает? Где внимание соединяется с памятью?

Страницы работы

Фрагмент текста работы

повелось испокон веков, что всю осмысленную информацию из внешнего мира люди, независимо от пола, возраста и социального положения, получают сознательно. И если кто-то считает, что он знает чересчур много, то он глубоко ошибается.

Чем и как человек думает?

Сознательно человек способен ухватить своим пониманием лишь микроскопический кусочек всего того безразмерного и многообразного объема информации, который нас окружает.

Подсознательно мы замечаем, а потом и реагируем на значительно большее количество информации по сравнению с теми отрывочными фрагментами, которые в состоянии сознательно осмыслить. Ограниченность нашего сознания подтверждается тем, что оно оказывается способным единовременно воспринимать и некоторое время сохранять следы семи, плюс-минус два, переменных отрывков информации. Первым это заметил американский психолог Джордж Миллер, около полувека назад опубликовавший результаты своих исследований в статье под названием «Магическое число семь, плюс-минус два?>.

Маленькие куски информации формируют какие-то привычки, стандарты поведения. Благодаря этому освобождается место в сознании, чтобы воспринимать новые порции разрозненных кусков ограниченной информации.

Примечательно, что подсознание, в отличие от сознания,—это потенциал жизнеобеспечения всего нашего организма, совокупность всего нашего прошлого опыта и средоточие той информации, которая, минуя наше сознание, неосмысленной, а значит и незамеченной, попадает в наш мозг.

Ну а человек, с достойным лучшего применения упрямством, из поколения в поколение стремится постигнуть многомерность окружающего мира, используя лишь микроскопические возможности своего сознания.

Поистине причудливо переплетаются возможности каждой из этих составляющих нашего якобы сознательного жизнедействия. Наиболее наглядно это сочетание прослеживается при разделении процесса обучения на четыре этапа:

ü  неосознанное незнание;

ü  осознанное незнание;

ü  осознанное знание;

ü  неосознанное знание.

На первом этапе человек не только не осознает, как что-то сделать, но даже то, что он сам этого не знает. Не осознавая возможных масштабов знаний, необходимых ему для приобретения конкретного навыка, человек, как правило, бывает излишне самоуверенным. В нашей культуре этот период тонко подмечен и издавна запечатлен хлестким термином «шапкозакидательство».

Авантюристичность, присущая первому этапу, по мере его преобразования во второй, незаметно для самого человека превращается в негативное убеждение о непреодолимости этого этапа. Причиной этого является сам факт осознания человеком глубины своего незнания. Самое странное, что, чем больше и полнее человек осознает, что и как ему предстоит сделать, тем больше сам себя же и убеждает, что «это мне не под силу» или «у меня никогда это не получится» и т.д.

Хороший результат для преодоления этого эффекта дает припоминание пословицы: «Глаза боятся, а руки делают». Можно припомнить 'тех своих знакомых, у кого это неплохо получается. И совсем уж хорошо — убедить себя не ставить грандиозных задач, а просто всегда стремиться начинать с малого.

Наконец не только осознав, но и неоднократно повторив теорию вопроса, на третьем этапе усвоения информации человек надежно «запаковывает» ее в своем сознании. Этому состоянию больше подходит термин компетентность. Человек знает, как все это нужно делать, но на практике вынужден концентрировать на этом все свое внимание. Это происходит потому, что приобретенные им навыки — фрагментарны и не сконцентрированы в сознании в единую технологию (например, при вождении автомобиля).

Говорят: от умения до мастерства — только один шаг, но это шаг — освоение четвертого этапа, когда все те отдельные навыки, которые были приобретены незаметно, сливаются воедино. Таким образом, функции управления новым навыком перешли к подсознанию.

Само же освоенное умение, плавно преобразовавшись в подсознании, перешло в привычку и стало применяться автоматически, освободив внимание для восприятия новой информации.

Где внимание соединяется с памятью?

Внимание — избирательная направленность нашего сознания при выполнении определенной работы. К.Д. Ушинский писал, что внимание — именно та узенькая дверь, через которую происходит общение нашего сознания с внешним миром.

Согласитесь, что в узкую «дверь внимания» мы зачастую стараемся

Похожие материалы

Информация о работе