Оноре Бальзак. Детство, отрочество, юность, страница 8

Напрасно заботливая и прозорливая Зюльма напоминала ему о безрассудстве трат: «Измеряли ли Вы шагреневую кожу с той поры, когда полностью переделали свое жилище?» — спрашивает она Оноре. «Для меня красивая обстановка — удовольствие, потребность, в такой же мере насущная, как свежее белье и ванна, — отвечает Бальзак. — Великие труды — значит, и великие излишества, куда как просто!»

Между тем все далеко не просто: расходы намного превысили доход, и сумма долга растет в геометрической прогрессии. Дом на улице Кассини осаждают не только кредиторы, но и судебные исполнители. Спасаясь от них, Бальзак в конце мая 1832 года едет в Саше к старому другу семьи добрейшему де Маргонну, у которого он может жить и творить, не ведая повседневных забот.

Надежно отгородившись от них, он берется за перо. Конечно, забыть о том, что в кошельке пусто, о просроченных векселях, о том, что твое имущество описано и вот-вот пойдет с молотка, а сам ты под угрозой ареста, забыть об этом просто невозможно, но Бальзак научился отключаться, погружаясь в стихию творчества. Бот и сейчас, поручив матери сражаться с поставщиками и судебными чиновниками, он отдается во власть своего гения,

В течение шести недель он пишет «Луи Ламбера». Этой повести Бальзак придавал большое значение, считая ее своей духовной биографией и одновременно рассматривая как попытку «померяться силами с Гёте и Байроном». Но опору он ищет не в «Фаусте» и «Манф-реде», а в ученых трудах Бюффона и Берцелиуса, Дюпю-итрена и Гей-Люссака, Сент-Йлера и Галля. Всю жизнь Бальзак с любопытством и увлечением следил за успехами науки в различных сферах, и не было среди современных ему писателей другого (за исключением Гёте), кто проявлял бы столь живой интерес к научным исканиям и открытиям. Научный поиск он ставил над вдохновением, знание над наитием. Он был человеком колоссальной эрудиции. Но не столько ученость, сколько научный склад ума выделяет Бальзака среди его собратьев. «Он толковал о войне, как Бонапарт, о геологии — как Кювье, о путешествиях — как Лаперуз» (А. Неттман). Современная наука все больше подтверждает прозорливость научных предвидений и смелость догадок Бальзака. По мнению украинского исследователя Д. С. Наливайко, Бальзак в своем понимании материи отошел от низведения ее до массы и включал в нее то, что в современной физике называют полями. Его размышления о прямых и кривых линиях перекликаются с неэвклидовой геометрией Лобачевского, а идея взаимосвязи физического и духовного начал в человеке подводит к тому, что современная наука называет биохимическими основами психики. Он питал страстный интерес к сфере подсознания, к явлениям из области телепатии, к проблемам, которые ныне входят в понятие биоэнергетики.

Из всех людских занятий и увлечений Бальзак выше всего ценил страсть к познанию, он опоэтизировал ее во многих произведениях. «Разве Кювье не величайший поэт нашего времени?» — вопрошал он еще в «Шагреневой кож;;». Бальзаку принадлежит заслуга создания образа ученого, нисколько не похожего на романтического «чернокнижника». Писатель включает героев-ученых в систему реальных отношений, вникает в предмет штудий, изображает их деятельность достоверно.

Луи Ламбер — самый значительный из них. Гениальный юноша, он вознамерился охватить мыслью вселенную, познать глубинный смысл бытия. Могучий разум, способность к систематическому философскому мышлению соединены у Ламбера с чрезвычайно развитой интуицией, доходящей до ясновидения. Он мог бы стать великим человеком и с помощью мысли повелевать миром, ко его ждет иная участь. В его сознании идет постоянная борьба между идеализмом (спиритуализмом, мистицизмом) и материализмом механистического толка, и сама личность Луи страдает от раздвоения. У шведского мистика Сведенборга позаимствовал Бальзак мысль о том, что в каждом человеке живут двое — внешний и внутренний человек. Соотношение между ними различно. У избранных натур внутреннее начало преобладает. Именно оно позволяет вступать им в интеллектуальный и интуитивный контакт с иными мирами, прозревать будущее. И себя самого, и Ламбера Бальзак причисляет к этим натурам.