Оноре Бальзак. Детство, отрочество, юность, страница 6

«Полковник Шабер» создавался в период «голодных беспорядков», кровавых восстаний осени—зимы 1831 — 32 годов, после лионских событий, которые выявили окончательный раскол «третьего сословия» на богатые «верхи» и трудящиеся «низы». Это сказалось на организации сюжетного конфликта повести, вытекающего из имущественного положения персонажей. Нищий Шабер обобран богачами, он — их жертва. Вместе с тем он противостоит им как человек особой породы, «закаленной в огне и крови сражений», как порождение героического наполеоновского времени.

Бонапартистские симпатии Бальзака плохо согласуются с его легитимизмом. В глазах роялистов Наполеон всегда был и остался носителем духа революции, дерзким выскочкой, плебеем, пробравшимся к вершинам власти. Для них он якобинец, узурпатор, осквернитель белых лилий Бурбонов {Наполеон заменил их на своем гербе золотыми пчелами — аллегорией трудолюбия и полезной деятельности). Что касается отношения к Бонапарту прогрессивных кругов французского общества, то оно не было однозначным и незыблемым. В 90-е годы уцелевшие якобинцы смотрели на него как на душителя свободы. Они не забыли, как в 1793 году капитан республиканской армии, ставленник комиссара Конвента Робеспьера-младшего, брата Неподкупного, утверждал, что «дело Горы — это дело всей нации». Они помнили, что в день термидорианского переворота он был арестован, но через две недели восстановлен в должности, а после брака с Жозефиной Богарне, любовницей всесильного Барраса, получил назначение на пост главнокомандующего итальянской армии, с чего и началось его триумфальное восхождение к императорской славе.

Те, кто приветствовал в Бонапарте генерала республики, отвернулись от Наполеона-императора. Однако в годы Реставрации и Июльской монархии произошла переоценка личности Наполеона. Ненависть к легитимизму, презрение к королю-буржуа пробудили в либеральных кругах симпатии к Наполеону, граничившие с обожанием, чему немало способствовал сложившийся в народе культ императора. Наполеоновские солдаты, вернувшиеся из Египта, России, с английских понтонов, ныне землепашцы, виноградари, кузнецы, кучера, старые инвалиды великой армии, остались верны императору и разнесли по деревням его имя. Прославленный поэт-песенник Беранже воспользовался народным образом легендарного Наполеона как оружием в борьбе с Бурбонами. Поэты романтики, славившие независимую личность, воспевавшие могучий индивидуализм, создали свой культ Наполеона. Его царственная судьба по-своему влекла Байрона и Гейне, Мюосе и Лермонтова. Под их пером он вырос в символ славы — и что немаловажно — славы демократической.

Росту наполеоновской «легенды» способствовали и парижские театры. В «Одеоне» шел «Бонапарт» Дюма, в Олимпийском цирке — пантомима «Император», даже маленький театрик Бобино поставил громоздкую пьесу «Сорок лет из жизни Наполеона, или Берлин, Потсдам, Париж, Ватерлоо и святая Елена».

А сам Бальзак на протяжении многих лет вел запись мыслей и изречений Наполеона, отыскивая их при чтении различных книг, что, впрочем, не помешало ему в час жестокой нужды продать их бывшему лавочнику, мечтавшему об ордене Почетного легиона. Бальзак даже сочинил от его имени выспренное посвящение Луи-Филиппу, да еще иронизировал над собой: «Наполеон принесет мне четыре тысячи франков, а торговец вязаными колпаками сумеет заработать на нем тысяч сто». Таково резюме писателя к этой прискорбной истории, в которой если не весь Бальзак, то его существенная часть!

Хотя стихией Бальзака становится современность, время от времени он оглядывается на эпоху Империи. В 1831 году он задумывает роман «Битва», который предполагал посвятить Наполеону. Однако он остался ненаписанным, а материалы, которые писатель собрал, беседуя с современниками императора, с участниками наполеоновских походов, вошли в роман «Сельский врач», законченный в 1833 году. В романе, где Бальзак устами сельского лекаря Бенаси развивает свою социально-политическую утопию, утверждавшую возможность существования надклассового государства-монархии на основе буржуазного общества, но без непримиримых противоречий и классовой борьбы, в этом романе, состоящем из пяти глав, центральная названа «Наполеон народа». Эпиграфом к ней можно смело поставить строки песни Беранже «Народная память»: