Оноре Бальзак. Детство, отрочество, юность, страница 12

Бальзак намеревался показать, как исключительная одаренность сердца Евгении увядает в условиях ее безрадостного существования. Но в процессе работы акценты переместились, и то, что казалось писателю фоном для драмы его героини, выдвинулось на первый план. Уже в «Шагреневой коже», приветствуя новоявленного миллионера, банкир Тайфер произносит знаменательные слова: «Он король, он все может, он выше всего, как все богачи». Ныне Бальзак ставил целью показать не столько всевластие денег, сколько сам процесс их накопления. Немаловажен тот факт, что до революции 1789 года

Гранде был простым бочаром. Его преимущество заключалось в том, что он умел читать, писать и считать (вспомним, отец Бальзака именно этим отличался от своих односельчан). Обыватели Сомюра сочли Гранде «за умную голову, приверженную новым идеям», тогда как, иронически замечает Бальзак, «он был привержен к виноградникам». Это был человек, «умеющий зарабатывать деньги»,

Бальзак рассказывает о коммерческой и финансовой деятельности Гранде: о его спекуляциях, умелой эксплуатации виноградников, о способности учуять выгодное дело, нагреть на нем руки. Гранде не пренебрегает и ростовщичеством (с Гобсеком его роднит и маниакальная скупость, и успешные попытки скрыть истинные размеры состояния, и острое наслаждение лицезрением золота).

Бальзак мастерски вылепил образ провинциального миллионера, сохранившего облик и погадки хитроватого, прижимистого крестьянина, который притворяется то тугим на ухо, то заикой, тянет с ответом, прикидывая при этом, как получше обставить противника. Простоватый зид обманчив, в коммерции он «был похож на тигра и на боа: он умел лечь, свернуться в клубок, долго вглядываться в свою добычу и ринуться на нее; потом он разевал пасть своего кошелька, проглатывал очередную до-пю экю и спокойно укладывался, как змея, переваривающая пищу». Эту двуликость Феликса Гранде блестяще передал великий Щепкин, актер Малого театра, сыгравший роль в инсценировке по роману, поставленной в Москве з 1839 году.

Бальзака упрекали в преувеличении богатства Гранде, уверяли, что з провинции миллионы не водятся. Между тем он прозревал, как и здесь возникают капиталистические формы жизни. Он включает образ Гранде-буржуа в национально-историческую перспективу и характеризует революцию 1789—1794 годов как революцию буржуазную.

В послесловии к роману есть фраза: «Здесь ничего не придумано». Это побудило некоторых доверчивых журналистов отыскивать в Сомюре прототип героя. Сомюр расположен в Турени, на родине Бальзака, но он был там лишь раз и то проездом, Бальзак не был копировальщиком действительности, он был прав, говоря: «Во всяком провинциальном городе имеется свой Гранде».

Роман быстро расходился. Дельфина де Жирарден писала: «Евгения Гранде обворожительна, хороши и Нанета-громадина, и папаша Гранде; какой у Вас талант, какой талант! О великий Бальзак!!! Моя сестра, мама и я в полном восхищении, вся наша семья преклоняется перед Вами. Еще ни одно из Ваших произведений не имело такого успеха». Бальзак ошеломлен. Лично он ставит «Луи Ламбера» выше «Евгении Гранде». «Ламбера» он почитал шедевром, а новый роман в письме Ганской ат-1естует как «прекрасное произведение». Однако он не покинул свою Евгению ради встречи с прекрасной Эвелиной. Он позволил себе поехать в Женеву не раньше, чем довел до конца правку корректур.

В Женеве написана «Герцогиня де Ланже», которая печаталась поначалу под названием «Не прикасайтесь к секире», а затем вошла в «Историю тринадцати». Одновременно он занят «Поисками абсолюта», «Златоокой девушкой», «Прощенным Мельмотом», «Цезарем Бирс-то» и «Серафитой», полумистическим романом, который давался ему очень тяжело (в нем он намеревался представить себя и Эву в образах любящих ангелов). Но самым значительным событием 1834 года обещал стать «Отец Горио» (он займет еще и январь — февраль 1835 года).