Оноре Бальзак. Детство, отрочество, юность, страница 11

Воображение и мечты Бальзака воспламенились. Весной 1833 года она со всем семейством: мужем, дочерью Анной, гувернанткой и штатом прислуги — едет в Невшатель, куда и призывает своего «неведомого возлюбленного». Бальзак, все еще не знающий ее имени, мчится в Невшатель, хотя и боится не понравиться знатной иностранке.

«Я нашел в ней все, что может польстить безмерному тщеславию животного, именуемого человеком», — делится он с сестрой своей радостью.

Затем он вновь возвращается в Париж, где его поджидают алчущие новых рукописей издатели — его главные кредиторы. За одну ночь написан «Прославленный Годиссар», повесть о путешественнике-коммивояжере. Ею дополнен второй том «Сцен провинциальной жизни». Однако главная его забота — «Евгения Гранде». Роман вынашивался много лет, но писал его Бальзак почти не прерываясь, не считая пяти сентябрьских дней, проведенных в Швейцарии (с июня по ноябрь 1833 года), отсюда единый крепкий стиль, который так восхитил Ф. М. Достоевского, работавшего в 1844 году над переводом «Евгении Гранде».

Замысел романа Бальзак прокомментировал в предисловии к первому изданию. Доказывая заманчивость изображения провинциальной жизни, он писал: «В провинциальной глуши нередко встречаются лица, достойные серьезного изучения, характеры, исполненные своеобразия, внешне весьма спокойные, но тайно разрушаемые необузданными страстями; однако самая яркая самобытность характера, самая пылкая восторженность в конце концов утрачиваются здесь под влиянием томительного однообразия нравов». Бальзак указывает на то, что художники пренебрегают сценами провинциальной жизни, текущей медленно, точно замирающей. Передать свойственную серому колориту светотень может лишь искушенный в своем деле мастер. В этом, очевидно, главная причина редкого обращения к этому материалу.

Не затушевывая, а даже подчеркивая прозаизм и заурядность изображаемого, Бальзак обнаруживает в нем глубоко скрытый драматизм. Он пишет историю любви и самоотречения провинциальной девушки, дочери купца Феликса Гранде, выросшей в атмосфере маниакальной скупости, исходящей от ее отца — богатого скряги. Эжени задумана как антипод бесплотным романтическим героиням. Она была «девушкой крепкого сложения», у нее была «большая голова, мужской лоб, крупный нос, серые лучистые глаза», «округлое лицо». Крестьянское происхождение сказывалось в облике Эжени, в ее «плотной и крупной фигуре».

Все дни ее протекают в постоянной работе по дому, она привыкла к скудному, полуголодному существованию. Единственным существом, «любившим ее ради нее самой», после смерти матери станет прислуга Нанета, женщина «с руками ломового извозчика», «с квадратными бедрами и квадратной спиной».

Скромное неприметное существование формирует чистую и простую душу Евгении. Кузен Шарль, приехавший из Парижа в Сомюр погостить, здесь /знает о самоубийстве обанкротившегося отца, который, предвидя исход, намеренно отослал юношу. Он вызывает горячее участие и сострадание у девушки. В ее душу закрадываются смутные надежды, в ней «разрастаются тысячи мечтаний». Впервые она осознала скудость отцовского дома, страстную потребность сделать что-то достойное ее изящного, изнеженного кузена и одновременно страх перед отцом — владыкой ее судьбы. Пробудившееся чувство к Шарлю перевернуло весь ее внутренний мир. В ее душе «впервые столкнулись добро и зло», впервые она осуждает отца. Отдав Шарлю, отправлявшемуся в Индию на поиски удачи, свое золото (монеты, которые отец дарил ей по праздникам), она навлекает на себя ужасную грозу. Вот когда Евгения начинает понимать, что такое деньги. Она выдержит заточение, голод, смерть матери. Ведь она ждет Шарля. Она совладает с отцом, но предательство Шарля сломит ее. Разбогатев в Индии, он позабыл думать о Евгении, ведь ему неведомо, что она унаследовала после смерти отца 17 миллионов. Он женится на другой, которая, по его представлениям, сможет способствовать его успеху, принеся ему миллион приданого.