Учебное пособие по курсу "Теория механизмов и машин", страница 96

                                    ; .                        (14.60)

За время одного оборота шестерни колесо не совершает полного оборота. Следовательно, его зубья в i12 раз реже вступают в контакт и поэтому меньше изнашиваются. Для сравнения интенсивности износа зубьев по величинам относительных скольжений разделяют J2 на i12 = z2/z1:

                                       .                           (14.61)

Расчетные формулах для J1 и J2 имеют вид:

                                      ;                           (14.62)

                                    .                        (14.63)

В формулах (14.62) и (14.63):

передаточное отношение

i21 = 1/i12 = z1/z2;                            (14.64)

g — длина линии зацепления В1В2 (см. рис. 14.17, 14.18 и 14. 26);

                                          g = aw sin aw;                              (14.65)

х — расстояние, отсчитываемое от точки В1; хmin = 0; хmax = g.

В соответствии со свойством 4 эвольвенты (п. 14.4) расстояние х равно радиусу кривизны r1 эвольвенты профиля шестерни в точке контакта. В этом случае радиус кривизны профиля колеса

                                            r2 = g – r1.                                (14.66)

На рис. 14.26, а показаны:

– линия зацепления В1В2 и активная линия зацепления А1А2;

– диаграммы удельных скольжений шестерни J1 и колеса J2.

Рис. 14.26

В точках В1 и В2 диаграммы имеют ординаты 1 и –¥. Практически диаграммы реальны в пределах активной линии зацепления А1А2. За ее пределами диаграммы показаны штриховыми линиями.

NB 14.28. Признаком оптимальной износостойкости является равенство суммарных ординат удельных скольжений в начале и конце зацепления.

На рис. 14.26, а зацепление не будет высокоизносостойким вследствие неравенства суммарных ординат. Удельные скольжения зависят от коэффициентов смещения х1 и х2, и их изменением можно достичь оптимальной износостойкости. Так, для достижения равенства суммарных ординат необходимо на линии зацепления переместить активную линию зацепления. На рис. 14.26, а новое положение показано точками  и . Для такого перемещения точек начала и конца зацепления необходимо увеличить диаметр вершин шестерни dа1 увеличением коэффициента смещения х1 и уменьшить х2 и da2.

Автором составлена программа ТМ21 в системе GWBASIC для решения задач по оптимизации зацепления по износостойкости с условием вписывания в заданное межосевое расстояние. В компьютерных расчетах задаются смещения х1 = 0,2 … 1,3 с шагом Dх = 0,1. Коэффициент смещения колеса х2 = хSх1. Рассчитываются ординаты и суммы ординат удельных скольжений для точек А2 и А1 линии зацепления. Анализ распечаток завершается назначением оптимальных коэффициентов смещения.

Пример 14.6. Пользуясь программой ТМ21, рассчитать оптимальные коэффициенты смещения по условиям износостойкости зацепления с m = 10 мм, z1 = 12, z2 = 38, аw = 260 мм.

Решение:

По программе ТМ21 рассчитываем оптимальные коэффициенты смещения. Распечатка компьютерных данных приведена в табл. 14.4.


Таблица 14.4

х1

х2

JS. А2

JS. А1

ea

0,2

0,923

7,13

1,47

1,291

0,3

0,823

4,81

1,63

1,280

0,4

0,723

3,51

1,78

1,266

0,5

0,623

2,66

1,94

1,251

0,6

0,523

2,05

2,10

1,234

0,7

0,423

1,58

2,26

1,214

0,8

0,323

1,20

2,43

1,192

0,9

0,223

0,88

2,60

1,169

1,0

0,123

0,59

2,77

1,143

1,1

0,023

0,33

2,95

1,115

1,2

–0,077

0,09

3,14

1,085

1,3

–0,177

–0,14

3,33

1,053