Учебное пособие по курсу "Теория механизмов и машин", страница 20

Точки s2 и s3 находим из свойства подобия планов.

bs2 = 0,4bc = 0,4×46 = 18,4 мм; ps3 = 0,3pc = 0,3×100 = 30 мм.   

Соединяем найденные точки с полюсом p. Длины отрезков, изображающих ускорения центров масс:

                                 ps2 = 80 мм; ps3 = 30 мм.                               

Абсолютные ускорения точек:

                         aC = pc/ma = 100/0,03 = 3333,3 м/с2;                       

            aS2 = 80/0,03 = 2666,7 м/с2; aS3  = 30/0,03 = 1000 м/с2.          

Относительные тангенциальные составляющие:

atCB = n1c/ma = 36/0,03 = 1200 м/с2;                        

                        atCD = πc/ma = 100/0,03 = 3333,3 м/с2.                      

Модули угловых ускорений:

                           e2 = atCB/lBC = 1200/0,2 = 6000 с-2;                         

                       e3 = atCD/lBC = 3333,3/0,3 = 11111,1 с-2.                     

Угловые ускорения шатуна и коромысла — положительные. Это следует из схем скоростей и ускорений звеньев (рис. 4.3, г, д).

4.3.5. Структурный и кинематический анализ механизма поперечно-строгального станка*

Пример 4.4. Выполнить структурный и кинематический анализ рычажного механизма поперечно-строгального станка (рис. 4.4, а) по следующим исходным данным: угловая скорость кривошипа w1 = –15 с-1; длины звеньев: lAB = 0,1 м; lAC = 0,3 м; lСD = 0,5 м; lDE = = 0,15 м; координаты: y = lCD; lCS3 = 0,5lCD = 0,25 м; lDS4 = 0,5lDE. Угловая координата кривошипа j1 = 150°.

Решение:

1. Строим план положений в масштабе ml = AB/lAB = 20/0,1 = = 200 мм/мм. Длины отрезков на плане положений:

           AC = lAC /ml = 0,3×200 = 60 мм; CD = 0,5×200 = 100 мм;         

DE = 0,15×200 = 30 мм; CS3 = 0,5×100 = 50 мм;              

                                DS4 = 0,5×0,15×200 = 15 мм.                             

Откладываем отрезок AB = 20 мм в положении 10 (j1 = 150°). Точку C размещаем на расстоянии AC = 60 мм от точки A, а направляющую xx — на расстоянии 140 мм от точки C. Проводим направление оси кулисы от точки C через точку B, откладывая CD = 100 мм. Из построения находим CB = 71 мм. Точку E находим методом засечек, проведя дугу окружности радиусом DE = 30 мм до пересечения с направляющей. На звеньях 3 и 4 отмечаем положения центров масс S3 и S4, откладывая отрезки CS3 и DS4.

2. Структурный анализ. Механизм имеет 5 подвижных звеньев: звено 1 — кривошип, 2 — камень кулисы, 3 — кулиса, 4 — шатун, 5 — ползун. Звенья соединяются между собой семью низшими кинематическими парами: пятью вращательными и двумя поступательными. Число степеней свободы по формуле Чебышева W = 3×5 – 2×7 = 1. Отсоединяем вначале диаду 2-го вида 4–5 (рис. 4.4, б), затем диаду 3-го вида 2–3 (рис. 4.4, г). Остается начальный механизм I класса (рис. 4.4, в). Кинематический анализ начинаем с диады 2–3, ближайшей к начальному звену, кинематика которого задана.

3. Для построения плана скоростей составляем систему векторных уравнений. Точка B кинематической схемы принадлежит трем звеньям. Точки B1 и B2 движутся как одно целое. Точка B3 принадлежит кулисе 3 и меняет положение на звене в зависимости от угла поворота кривошипа. Кинематика точки B3 и будет искомой:

                                                          (4.30)

Линейная скорость B1 = B2 = w1lAB = 15×0,1 = 1,5 м/с. Масштаб плана скоростей m = pb1/B1 = 75/1,5 = 50 мм/(м×с-1).

Из полюса p проводим вектор pb1 = 75 мм перпендикулярно AB в сторону вращения (рис. 4.4, д). Из его конца проводим направление B3B2 параллельно звену CD. Из полюса p (так как C  = = 0) проводим направление B3C перпендикулярно CD до пересечения с направлением B3B2. В искомую точку b3 направляем стрелки искомых векторов. Полученные длины отрезков:

                                pb3 = 50 мм; b3b2 = 56 мм.                              

Положения точек d и s3 находим из пропорций:

pd = pb3×CD/B3C = 50×100/71 = 70,4 мм,                    

                                    ps3 = 0,5×70,4 = 35 мм.                                

Рис. 4.4