Учебное пособие по курсу "Теория механизмов и машин", страница 47

Определить приведенный к звену 1 момент сил Мп кривошипно-ползунного механизма. Угловые скорости: w1 = 50 с-1, w 2 = 30 с-1. Вес звеньев: G2 = 30 Н, G3 = 10 Н. Длины звеньев: lАВ = 0,25 м, lBC = = 0,8 м, lBS2 = 0,4lBC. Построить план положений.

Рис. 7.7

Параметр

Вариант

1

2

3

Силы инерции     FИ2, Н

60

70

80

                             FИ3, Н

40

50

60

Момент сил инерции МИ2, Н ×м

14

–18

22

Сила сопротивления FС, Н

250

300

380

Скорости центров масс S2, м/с

С, м/с

8

–6

10

–8

12

–10

Задача № 33 (рис. 7.8) [9]

Рис. 7.8

Определить приведенный к звену 1 момент инерции Iп кривошипно-ползунного механизма. Угловые скорости: w1 = 30 с-1, w2 = 14 с-1. Длины звеньев: lАВ = 0,3 м, lBC = 1 м, lBS2 = 0,35lBC. Построить план положений.

Параметр

Вариант

1

2

3

Массы звеньев   m2, кг

3

2,5

4

                           m3, кг

10

8

12

Момент инерции IS2, кг×м2

0,02

0,03

0,04

Скорости центров масс S2, м/с

6

8

10

С, м/с

4

5

6

Лекция № 10

Тема 8: Динамический анализ и синтез рычажного механизма

8.1. Неравномерность движения

При кинематическом исследовании механизма скорость движения начального звена условно была принята постоянной. В действительности кинематические параметры являются функцией действующих в механизме внешних сил и масс подвижных звеньев и определение истинного закона движения механизма требует специального расчета, т.е. динамического анализа механизма.

Из классической тахограммы (рис. 8.1) видно, что в установившемся режиме угловая скорость звена приведения w принимает различные значения в пределах от wmin до wmax. Неравномерность вращения оценивают коэффициентом неравномерности

                                   ,                          (8.1)

где wср — средняя за цикл скорость, wср = w1.

NB 8.1. Коэффициентом неравномерности называется отношение разности максимальной и минимальной угловых скоростей к средней скорости за время установившегося движения.

Величина d характеризует размах колебаний скорости по отношению к ее среднему значению. Чем меньше d, тем относительно меньше размах колебаний, тем спокойнее вращается звено.

Рис. 8.1

Для каждого вида машин имеется своя допустимая величина d, выработанная практикой. Так, для насосов d = 1/5….1/30, для металлорежущих станков d = 1/25….1/50, для ДВС и компрессоров d = 1/90….1/150 и т.д.

Коэффициент неравномерности есть величина весьма малая, что позволяет принять среднюю величину угловой скорости равной среднему арифметическому из ее максимального и минимального значений:

                                   .                          (8.2)

Совместное решение уравнений (8.1) и (8.2) дает величины wmax и wmin, выраженные через wср:

                      ; ;                    

                                     ;                            (8.3)

                                     .                            (8.4)

Отличие wmin и wmax от wср обычно не более 2 %. Колебания скорости главного вала вызывают дополнительные динамические нагрузки, вследствие чего снижается долговечность и надежность машин.

Суть динамических процессов можно уяснить из простой логической цепочки (формула динамики). Если какое-либо звено имеет непостоянную скорость, то производная скорости по времени, равная ускорению, не равна нулю. При наличии ускорения появляются динамические силы и моменты, равные силе инерции или моменту сил инерции. Для вращающихся звеньев это может быть записано так:

                 w ¹ const;  dw/dt = e ¹ 0; Mдин = MИ = –Ie ¹ 0.        (8.5)