Финансовый менеджмент: Учебное пособие (Разделы 1-5: Задачи и основные понятия финансового менеджмента. Операционный рычаг и точка безубыточности), страница 50

В нашем случае фактическая выручка от продажи шампуня и зубной пасты составила 100 000 рублей, а рассчитанная точка безубыточности - 81 250 рублей. Значит, запас финансовой прочности: 100 000 - 81 250 = 18 750 руб.

Из этого можно сделать вывод, что запас финансовой прочности у нашего предприятия есть, что все механизмы работают не на износ, а имеют в себе резервы.

Дальше у многих из вас может возникнуть закономерный вопрос: как узнать, насколько велики эти резервы, насколько финансовое положение действительно прочно?

Для ответа на подобные вопросы достаточно просто рассчитать запас финансовой прочности в процентах к выручке от реализации. Посмотрим, как это сделать.

В нашем примере запас финансовой прочности составляет 1 8 750 рублей. Разделим это число на величину общей выручки от реализации:

1875/К)0 000 = 0,1875謹18,75%

Значение 18,75% показывает, что фирма способна выдержать более чем 18-процентное снижение выручки от реализации без серьезной угрозы для своего финансового положения.

Мы сейчас рассматриваем фирму, которая производит два товара и имеет 18-процентный запас финансовой прочности. Этот запас обеспечивается производством и реализацией как шампуня, так и зубной пасты.

Попробуем узнать, какое из этих изделий вносит больший вклад в запас финансовой прочности.

Для этого нам полезно будет определить свой порог рентабельности для каждого товара. Но вся загвоздка в том, что по условию нам известны постоянные затраты на все производство, а не по каждому изделию. Но мы можем искусственно «раскидать» все постоянные издержки фирмы на каждый из товаров. Будем делать это пропорционально доле шампуня и зубной пасты в общей выручке от реализации.

Долю каждого изделия в общей выручке мы уже определяли сегодня. Но давайте повторим.

Общая выручка фирмы 100 000 рублей. Выручка от продажи шампуня - 40 000 руб. Значит, доля его в общей выручке:

40 000/              一 п4

/100 000 ― и'4

На зубную пасту, соответственно, остается 0,6. Произведем «раскидку» постоянных затрат по товарам:

• шампунь: всего постоянных затрат 26 000 рублей, доля от реализации шампуня в выручке 0,4; следовательно, на шампунь приходится:        26000 х 0,4 = 10400 руб.


постоянных затрат.

зубная паста: всего постоянных затрат 26 000 рублей, доля от реализации зубной пасты в выручке 0,6; следовательно, на шампунь приходится: 26000 х 0,6 = 15600 руб. постоянных затрат.

Таким образом, у нас есть все данные для определения точек безубыточности по каждому изделию в отдельности. Определяем:

точка безубыточности изделия «Шампунь»:

Ш=10400 : 8000 = 52000 руб. 40000

точка безубыточности изделия «Зубная паста»:

га=15600 :

24000

=39000 "б.

60000

Пожалуйста, проверяйте все наши расчеты, если вы находите ошибки, сообщайте о них в конце контрольных работ. Ошибки могут быть сделаны намеренно для проверки вашей внимательности.

Посмотрите еще раз на результаты. Точка безубыточности при реализации шампуня составляет 52 000 рублей. Это значит, что при достижении выручки от реализации суммы 52 000 рублей в месяц, производство этого вида товара будет приносить прибыль.

Сравните это число со значением в таблице, содержащей исходные данные. Там мы видим, что за товар «Шампунь» было выручено в месяц 40 000 рублей. То есть это изделие не достигло своего порога безубыточности. Этот факт мы уже отмечали, когда определяли критический уровень продажи шампуня.

Производство и реализация шампуня не приносит прибыли, потому что его реализация в текущем месяце составила 1000 штук, а выручка 40 000 рублей (по 40 рублей за флакон). Для покрытия же всех затрат требуется:

а)   объем производства 1 300 флаконов в месяц (критическое количество продаж);

б)   выручка от реализации 52 000 рублей (точка безубыточности).

Конечно, минимальную выручку можно было бы определить и без исчисления точки безубыточности. Нужно просто взять уже известный критический уровень продажи шампуня (в штуках) и умножить на цену одного флакона. Проверьте, так ли это?