Финансовый менеджмент: Учебное пособие (Разделы 1-5: Задачи и основные понятия финансового менеджмента. Операционный рычаг и точка безубыточности), страница 48

А что мы имеем реально? Вновь возвращаемся к условию: за месяц объем реализации предприятия составил - 1000 шт. шампуня и 6000 шт. зубной пасты. Получается, что выпуск зубной пасты больше критического уровня, значит, на данный момент ее реализация приносит прибыль.

С шампунем дело обстоит иначе. По условию его произведено и продано 1000 флаконов, а рассчитанный минимальный уровень, при котором начнется поступление прибыли - 1300 флаконов. То есть реализация шампуня «не дотягивает» до критического объема, выпуск данного изделия убыточен в текущем месяце.

Это было первое размышление над рисунком, изображенным в прошлом разделе.

•  РАЗМЫШЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Опять внимательно смотрим на последний рисунок и вспоминаем наши разговоры о рычаге. Как нам кажется, данный рисунок вполне напоминает по внешнему виду механический рычаг. Точкой опоры у него является точка пересечения линии выручки от продаж и прямой суммарных затрат.

Ранее мы вспоминали курс физики средней школы и говорили, что на легкость поднятия груза влияет величина ПЛЕЧА рычага. Плечо рычага в механике - это расстояние от точки опоры рычага до точки расположения груза и от точки опоры до точки приложения силы. И мы сказали, что легкость поднятия груза зависит от соотношения этих плеч.

Если внимательно посмотреть на рисунок, то можно увидеть в нем аналогию с механикой. Пусть точка с координатами (1000; 6) - это точка опоры экономического рычага предприятия. Тогда, по мере продвижения вправо по графику от точки опоры, плечо, за которое мы стараемся поднять прибыль, увеличивается. Чем правее от точки (1000; 6), тем длиннее прямая выручки от реализации. А, как следует из механики, увеличение размера плеча позволяет с одинаковой силой поднять груз большей массы. Значит, чем правее удаляемся от точки пересечения линий, тем больший размер выручки можем взять и унести.

Теперь настало время вспомнить, что такое плечо операционного рычага в экономике. Это ни что иное, как разница между выручкой от реализации и переменными затратами (мы еще называли ее валовой маржей, помните?).

Вот и взгляните на рисунок. При движении вправо мы видим, что расстояние между линией выручки от реализации и прямой переменных затрат с каждой дополнительной единицей увеличивается. А что это значит? Это значит, что с каждой единицей увеличивается масса прибыли.

Итак, из графика можно сделать второй вывод: после прохождения точки безубыточности (порога рентабельности, как ее иногда называют) фирма имеет дополнительную величину плеча операционного рычага на каждую дополнительно выпущенную и реализованную единицу товара. Из-за этого наращивается масса прибыли.

Массу прибыли после прохождения точки безубыточности можно определить. Сделать это несложно. Достаточно просто умножить количество


товара, проданного сверх порогового объема производства (критического уровня), на удельную величину плеча рычага, приходящегося на каждую единицу проданного товара. Второй сомножитель -удельная (относительная) величина размера плеча в общем объеме реализации - это отношение плеча к общему количеству проданного товара. Запишем формулу:

Масса прибыли 二 Кол — во товара х----------- Плечо--------

после прохождения ТБ                         после прохождения ТБ      Объем продажи

Возвращаемся к условию задачи о производстве шампуня и зубной пасты (на предыдущей странице). Прежде чем брать калькулятор, давайте выпишем все необходимые данные.

Согласно формуле, нам нужно:

•  количество   товара,   проданного после прохождения точки безубыточности

Сначала рассматриваем продажу шампуня. По условию его было реализовано 1000 флаконов. Но это общий объем реализации за месяц. Нам же сейчас необходимо взять то количество, которое превышает критический уровень. Смотрим, какое у нас было критическое количество шампуня: 1300 штук. Получилось, что фактический объем продаж меньше критического. Значит, никакой массы прибыли от производства шампуня у нас нет, а есть убыток. Этот убыток можно найти. Определяем разницу между фактическим и критическим количеством производства и реализации шампуня: