Финансовый менеджмент: Учебное пособие (Разделы 1-5: Задачи и основные понятия финансового менеджмента. Операционный рычаг и точка безубыточности), страница 35

Мы подошли сейчас к очень важным для нас вопросам: как, в какой пропорции увеличение скорости влияет на расход бензина. Если мы будем тратить больше бензина, чтобы увеличить скорость, значит ли это, что на столько же больше прибыли мы получим?

Вернемся к реальному предприятию. Для удобства предположим, что наша фирма оказывает услуги по перевозке граждан на такси. Перед тем как заняться частным извозом, мы прикинули, что дневной пробег такси будет составлять примерно сто километров. Затем мы выяснили, сколько литров бензина требуется на эти сто километров, прибавили затраты на текущий ремонт, регулировку, мойку автомобиля и некоторые другие издержки, накинули желаемый размер прибыли и установили тарифную плату за проезд. Теперь мы будем знать, какую сумму прибыли получит предприятие за месяц.

Однако вы, конечно же, понимаете, что каждый месяц мы не сможем получать один и тот же размер прибыли копейка в копейку. В один месяц выйдет больше, в другой - меньше. Какова будет ваша


38


реакция, если вы обнаружите, что доход, который приносит такси, будет выше, чем ваши первоначальные наметки? Разумеется, вы посчитаете это хорошей новостью. Но на что вы посмотрите в первую очередь, определяя причины превышения                            прибыли относительно запланированного? На поступления от оплаты проезда - будет ваш ответ. Предположим, вы обнаружили на счетчике пробега сто пятьдесят километров вместо ста запланированных. «Ну, тогда бы я и прибыли ожидал больше», - скажете вы. Правильно, но на сколько больше? Логично предположить, что если при ста километрах пробега планировалось получить сорок рублей прибыли в день, то при ста пятидесяти километрах мы получим шестьдесят рублей. Однако такое предположение является частым заблуждением.

Дело в том, что в финансовом менеджменте существует один из главных законов, о котором многие руководители не подозревают. Звучит он следующим образом: любое изменение величины выручки от продаж всегда порождает более сильное изменение прибыли.

Попытаемся очень хорошо разобраться с этим законом.

Для начала вспомним, чем выручка от продаж отличается от прибыли.

Прибыль, по большому счету, это разница между выручкой и издержками. Выручка - это тот самый находящийся на горизонте город богатств, к которому вы мчитесь на своем гоночном автомобиле, а издержки - это стоимость израсходованного горючего, ремонт автомобиля, замена двигателя и так далее. И здесь срабатывает тот самый эффект рычага переключения передач, о котором мы говорили в самом начале. Переходя с одной передачи (скорости) на другую, мы достигаем нужного города быстрее (прибыль больше), а расход горючего и износ двигателя увеличивается незначительно. Этот житейский принцип, известный каждому автолюбителю, полностью соответствует одному из главных законов финансового менеджмента.

Только в финансовом менеджменте он называется немного иначе: эффект операционного рычага. Как видите, даже в научной дисциплине использован технический термин «рычаг». Это еще более обосновывает наши аналогии.

Чтобы понять действие рычага, нам нужно усвоить несколько понятий. Для этого вновь вернемся к фирме, занимающейся частным извозом.        Сначала        нам необходимо проанализировать поведение издержек на перевозки.

Вы, наверное, уже слышали, что некоторые расходы будут изменяться в зависимости от километража, в то время как остальные расходы останутся неизменными, независимо от числа поездок. Такие затраты называются «переменными» и «постоянными» издержками.

Переменные затраты. Они увеличиваются при увеличении объема производства или уменьшаются при уменьшении объема производства. Примеры очевидны. Это расходы на закупку сырья, материалов, электроэнергию (если установлен электросчетчик). Ясно, что, если мы решили произвести в следующем месяце в два раза больше изделий, значит, должны потратить в два раза больше денег на закупку сырья.

Постоянные                               (иногда называют