Финансовый менеджмент: Учебное пособие (Разделы 1-5: Задачи и основные понятия финансового менеджмента. Операционный рычаг и точка безубыточности), страница 28

Как рассчитан столбик «Разница»? Путем вычитания из значений по столбцу «Июнь» значений по столбцу «Май». Тем самым мы узнали, на сколько изменился показатель июня по сравнению с маем.

Теперь приступаем к основным вычислениям. Мы видим, что прибыль от реализации в июне была больше, чем в мае. Это превышение составило:

459 456 - 370 632 = 88 824 руб.

Оно могло произойти либо из-за роста количества проданных бутылок, либо из-за роста цены на них, либо из-за уменьшения затрат (себестоимости). Давайте посмотрим, что происходило с каждым из этих элементов.

I.  Количество реализованных изделий. В строке 1 таблицы мы видим, что объем продажи снизился на 2556, потому что 306 304 -308 860 = минус 2 556. А мы знаем, что уменьшение объема продаж должно уменьшить прибыль от реализации. Давайте выясним, на сколько бы прибыль снизилась, если бы ни цена, ни затраты в июне не изменились. Для этого нам необходимо уменьшение объема продаж (2 556 руб.) умножить на прибыль, которую приносило каждое изделие в предыдущем месяце (в мае).

Эту прибыль легко установить. Нужно из продажной цены одной бутылки (8 руб.) отнять себестоимость одной бутылки (6,80 руб.): 8-6,80=1,20. Производим умножение:

Изм. приб. = -2 556 х 1,20 = - 3 067,20 руб.

Знак «минус» означает, что объем реализации снижался, а цифра после знака показывает, на сколько это снижение изменило прибыль. Согласно важному правилу, снижение объема продаж снижает прибыль от реализации. Следовательно, падение количества проданной воды уменьшило прибыль на 3 067 руб. 20 коп. Это при условии, что ни цена, ни себестоимость в июне не изменились. Посмотрим, что было на самом деле.

II.  Цена одного изделия. Смотрим в таблицу. Цена одной бутылки воды и в мае, и в июне была 8 рублей. Следовательно, цена единицы изделия никак не могла повлиять на прибыль от продаж, потому что никакого изменения цены не произошло. А вот если бы оно было, то, чтобы выявить ее влияние на прибыль, нам бы пришлось изменение цены одного изделия умножить на количество бутылок, проданных в июне (в отчетном году).

Изм. приб. = 0,00 х 306 304 = 0,00 руб.

Видим, что изменения прибыли не происходит!

III.   Себестоимость    проданной продукции.

Осталось рассмотреть только влияние себестоимости на прибыль. Из таблицы можно предположить                             следующее: поскольку себестоимость (строка 4) уменьшилась на 109 272 руб., то это должно повысить прибыль от продаж. Посчитаем, на сколько. Для этого нужно



Подпись:


Подпись: 	
32	
изменение затрат на производство и реализацию одного изделия (строка 5) умножить на   количество   изделий,   проданных  в июне

(отчетном месяце).

Изм. приб. = -0,30 х 306 304 = -91 891,20 руб.

Получается, что если бы в июне по сравнению с маем происходило только изменение затрат и не было бы изменения цены и количества реализации, то прибыль АО возросла бы на 91 891 руб. 20 коп. и составила бы:

370 632 + 91 891,20 = 462 523,2 руб.

Но роста на 91 891,20 не произошло, так как уменьшение объема продаж «съело» 3 067,20 руб. прибыли. Поэтому осталось всего

91 891,20 - 3 067,20 = 88 824 руб.

Вывод. Прибыль от продажи воды в отчетном месяце по сравнению с предыдущим у АО по данным бухгалтерской отчетности возросла на 88 824 рубля. Это было вызвано изменением в количестве реализованных бутылок и изменением себестоимости. Цена реализации за месяц не менялась. Изменение количества проданных бутылок было негативным, поскольку привело к сокращению прибыли от продаж на 3 067 руб. 20 коп. Однако произошедшее в июне сокращение затрат на производство и продажу каждой бутылки газированной воды компенсировало потери от уменьшения количества реализации и даже позволило увеличить прибыль.

Все это означает, что управление производством и продажей газированной воды на АО в целом хорошее. Но можно его еще улучшить, если добиться, чтобы объем произведенной и реализованной воды в следующем месяце не сокращался. Как это сделать - тема последующих разделов.