Финансовый менеджмент: Учебное пособие (Разделы 1-5: Задачи и основные понятия финансового менеджмента. Операционный рычаг и точка безубыточности), страница 12

Давайте теперь попробуем применить представление кибернетиков о системе к финансовому менеджменту. Ведь предприятие тоже является системой, и оно мало чем отличается от человеческого организма. Значит, и на предприятие тоже воздействуют стимулы, которые делятся на внешние и внутренние. Получается, что они оказывают большое воздействие на функционирование фирмы, а следовательно, на ее благополучие.

Для предпринимателя, в частности для финансового менеджера, особое значение играют внешние стимулы. Он не может изменить их и вынужден к ним приспосабливаться. Внутренние же стимулы менеджер может контролировать и даже сам их вызывать. Именно их он и применяет, чтобы задействовать внешние стимулы или сопротивляться им. Если все стимулы, воздействующие на систему предприятия извне, собрать вместе, то они образуют внешнюю среду предприятия.

Финансовому менеджеру необходимо знать как можно больше о внешней среде предприятия. Почему? Потому что любое воздействие внешнего стимула вызывает ответную реакцию одного или нескольких элементов системы, часто не связанных с тем, на который происходило воздействие. Но если эти органы не были связаны, то как один из них узнал о том, что какой-то стимул подействовал на определенный орган? Видимо, по каким-то каналам информация до него все-таки дошла.

Передать эту информацию могли только финансы, которые циркулируют по всей системе организма фирмы и передают сведения от одного органа к другому. А управление финансами и есть основная цель финансового менеджера. Поэтому он может перехватить у финансов определенную информацию, например, ту, которая несет опасность, и не позволить каким-то органам узнать о происшедшем внешнем стимуле. Или же, наоборот, он может ввести в организм ложную информацию, слухи, которые вызовут определенную реакцию элементов, хотя никакого внешнего стимула при этом не было.

Подобные рассуждения приводят нас к мысли, что неплохо было бы узнать, с какими внешними


стимулами приходится чаще всего иметь дело предприятию. А значит, с ними имеет дело и финансовый менеджер. Назовем основные:

•  природные                            ресурсы региона. Предположим, геологи обнаружили в области месторождение мела, который раньше здесь не добывался. Это открытие послужит стимулом для предприятия и для финансового менеджера, поскольку перед ними открывается новая сфера вложения финансовых средств (предприятие может само начать добычу мела, купив для этого соответствующее оборудование, или же дать свои финансовые средства тем, кто сможет этим делом заняться);

•  трудовые ресурсы региона. Появление в регионе специалистов в новой области знаний (например, в финансовом менеджменте) повлияет на предприятия таким образом, что они начнут более грамотно и рационально распоряжаться своими финансовыми ресурсами, а это вызовет рост деловой активности и положительно скажется на благосостоянии жителей региона;

•  экономические условия. Этот стимул иногда так влияет на организмы предприятий, что лишь самые сильные и закаленные из них остаются здоровыми. Большинство же либо тяжело и неизлечимо заболевает, либо погибает совсем. Менеджер должен предполагать, какой стимул в ближайшее время окажет экономическая обстановка на организм предприятия, и вовремя сделать ему необходимые прививки (например, скопить достаточный фонд денежных средств или иметь определенный запас сырья, который позволит во время кризиса продолжить деятельность).

Надеемся, что теперь вы имеете основное представление о том, зачем нужно изучать новый предмет - финансовый менеджмент. Если вы хорошо усвоили основы предмета, его сущность, то в дальнейшем у вас не возникнет серьезных проблем ни при изучении финансового менеджмента, ни в вашей практической работе.