Финансовый менеджмент: Учебное пособие (Разделы 1-5: Задачи и основные понятия финансового менеджмента. Операционный рычаг и точка безубыточности), страница 2

С другой стороны, мы понимаем, что ни одна научная дисциплина (включая и финансовый менеджмент) не может обойтись без толики 《научности», как бы мы этого не хотели. Поэтому в ходе курса мы иногда тоже будем вносить эту «научность». Это будет происходить крайне редко, только тогда, когда без нее нельзя обойтись, когда она будет помогать вам лучше понять смысл какого-то явления или процесса. Подобные «научные» вставки для удобства будут выделяться значком Однако это вовсе не значит, что, увидев такой символ, вы полностью проигнорируете последующий текст. Как раз наоборот. Обычный текст необходимо прочитать не менее трех раз. Столько, чтобы вы легко могли объяснять его перед воображаемыми восьмиклассниками. (Кому-то, возможно, потребуется для этого пять или десять прочтений). На изучение фрагментов, выделенных знаком ♦ , следует потратить в два раза больше времени. В этом случае вас ждет полный успех в освоении нашей дисциплины, потому что ничего сложного на самом деле в ней нет.

Прежде чем вплотную приступать к изучению новой дисциплины, необходимо, конечно же, немного знать о том, что в общих чертах она собой представляет. Иначе приступать к ее изучению у вас не будет абсолютно никакого желания. Неизвестность обычно отпугивает от себя людей и не вызывает у них уверенности в своих силах.

Вот почему первый раздел будет полностью посвящена подобному объяснению. Мы вместе с вами попытаемся выяснить, какие явления и процессы составляют тему изучаемого предмета. А в свою очередь, чтобы установить тему предмета, нам будет полезно рассмотреть историю его возникновения.

Нельзя собрать из самых различных областей жизни некоторое количество не связанных между собой разделов, озаглавить их каким-нибудь словом и сказать, что это и есть отдельная научная


дисциплина. Такого никогда не бывает.

Любая дисциплина формируется постепенно. В нее не могут быть включены темы, которые больше всего нравятся преподавателю или которые он лучше всего знабт. «А что же все-таки является предметом изучения?» - спросите вы. Чтобы ответить на ваш вопрос, давайте для начала рассмотрим, как формировался финансовый менеджмент во времени.

То, что наша дисциплина не изучалась и не применялась в России до последнего времени, вовсе не значит, что такая же участь сопровождала ее и в других странах. Финансовый менеджмент, конечно, намного моложе бухгалтерского учета, насчитывающего не одно тысячелетие, но и у него есть своя история. Становление финансового менеджмента началось еще до Второй мировой войны с разработок в области теории финансов. Основоположником финансового менеджмента можно считать Нобелевского лауреата Г. Марковица. В своих работах он с помощью математики и других наук объяснял, как выбрать самый лучший вариант для вложения денег (так называемая теория портфеля). Однако его работы имели присущий науке недостаток. Они носили чисто теоретический характер, и применение метода на практике было почти невозможным.

Другие ученые и управленцы-практики начали дорабатывать теорию Марковица с тем, чтобы ее можно было использовать на конкретных предприятиях. Они поняли, что вложение денежных средств с целью получения прибыли всегда носит риск потерять эти деньги в случае неудачи. Поэтому ими была разработана методика, позволяющая сопоставлять и увязывать друг с другом риск потерять деньги с возможным доходом от их вложения.

Кроме того, постепенно стал очевидным такой момент: если мы хотим вложить денежные средства, чтобы получить в будущем прибыль, мы должны заплатить за это некоторую цену. Что здесь имеется в виду?

Вкладывая деньги, например, в акции другого предприятия, мы тем самым изымаем их из оборота своей фирмы. В итоге становятся меньше оборотные активы, то есть меньше у фирмы будет сырья, материалов, меньше станет выпускаться и продаваться ее товаров. Вот это уменьшение производства и продажи продукции будет, в частности, ценой за те прибыли, которые мы, возможно, получим, владея акциями соседней компании.