Финансовый менеджмент: Учебное пособие (Разделы 1-5: Задачи и основные понятия финансового менеджмента. Операционный рычаг и точка безубыточности), страница 41

Подведем итоги. Мы только что научились определять на практике силу, с которой рычаг переключения скоростей нашего автомобиля-предприятия действует на скорость, расход бензина и износ двигателя. Говоря экономическим языком, мы освоили понятие и способ определения силы воздействия операционного рычага. Эта сила показывает, как изменение выручки от реализации влияет на изменение прибыли предприятия, а конкретно: на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на один процент.

Особо отметим, что сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж и для определенной выручки с этих продаж. Если объем продаж меняется, то изменяется выручка, а значит, изменяется и сила воздействия операционного рычага.

Из формулы расчета эффекта рычага можно сделать один очень существенный вывод: чем больше постоянные затраты, тем сильнее действует операционный рычаг, а чем меньше постоянные затраты, тем действие рычага слабее. Это правило справедливо в случае, если выручка от реализации не изменяется. Когда же выручка от реализации снижается, сила воздействия рычага растет в любом случае понижая прибыль предприятия. Каждый процент снижения выручки вызывает все большую и большую величину снижения прибыли. В этом заключается грозная сила рычага.

О чем говорит финансовому менеджеру правило, выделенное жирным шрифтом? О том, что если постоянные расходы большие, то сила воздействия рычага будет велика. А это означает, что маленькое изменение выручки может привести к огромному росту прибыли. На первый взгляд, вывод очевиден: надо стремиться, чтобы постоянная доля в общих затратах была как можно больше, и тогда мы с максимальной скоростью при небольшом расходе бензина доберемся до пункта назначения.

Однако такой вывод кажется верным лишь на первый взгляд. Но давайте вспомним, о чем мы говорили при рассмотрении постоянных затрат. Мы обратили вашю внимание на то, что при снижении    доходов     предприятия постоянные


затраты уменьшить весьма трудно. Представьте, что грянул очередной экономический кризис, в результате которого поставщики больше не могут продавать вам сырье, а население не способно приобретать выпускаемые вами товары. В итоге доходы предприятия снижаются. Но при этом все-таки необходимо платить арендные платежи, коммунальные расходы и все остальное, что относится к группе постоянных издержек. А раз доходы у вас упали, то и платить оказывается нечем.

Это во-первых. Во-вторых, если предприятие имеет большую долю постоянных затрат, то очень сильно действие операционного рычага. Но поскольку во время кризиса падает выручка от реализации, а рычаг во много раз усиливает это падение, то получается, что снижение деловой активности выливается в многократно умноженные потери прибыли. Получается, что, с одной стороны, иметь большую долю постоянных затрат в общей сумме затрат выгодно, чтобы увеличить силу воздействия рычага, а с другой стороны, это выгодно до поры до времени, пока благоприятна общая экономическая ситуация. При этом приходится надеяться на то, что если выручка все же наращивается хорошими темпами, то при сильном рычаге предприятие, хотя и платит максимальные суммы налога на прибыль, но все-таки и имеет возможность выплачивать солидные дивиденды и обеспечивать свое развитие.

Основной вывод из только что сказанного: чем больше постоянная часть в общих издержках предприятия, тем сильнее действует на прибыль операционный рычаг, но тем больше рискует предприятие.

Теперь возникает следующий логичный вопрос: как определить оптимальную скорость движения и правильно выбрать передачу, на которой следует двигаться? На этот вопрос можно ответить только методом проб и ошибок. То есть необходимо включать различные передачи, давить с разной силой на педаль газа и смотреть, как быстро вы доберетесь до города прибылей и каков при этом будет расход топлива и износ двигателя.

«Неужели необходимо перебрать сотни вариантов, чтобы найти верную тактику поведения?» - спросите вы. Конечно, сто вариантов составлять не нужно. Однако очень полезно выяснить, какое поведение будет соответствовать так называемой ТОЧКЕ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ.