Финансовый менеджмент: Учебное пособие (Разделы 1-5: Задачи и основные понятия финансового менеджмента. Операционный рычаг и точка безубыточности), страница 32

Теперь переходим к нашей непосредственной задаче, определяем влияние факторов. Но вначале узнаем, как изменилась общая прибыль от реализации в июне по сравнению с маем. Нам потребуется последняя строчка таблицы 4.1. Найдем разницу: 2 258 846-2 258 969=-123. То есть общая прибыль от реализации снизилась на 123 рубля. Из-за чего?

I.  Количество проданных изделий.

а)  сначала нужно найти, во сколько раз выручка отчетного месяца в ценах предыдущего больше выручки от продаж прошлого месяца. То есть следует 12 240 574 разделить на 12 333 220. Получится приблизительно 0,992488.

б)  теперь от полученного числа следует отнять единицу

0,992488 - 1 = - 0,007512.

в)  наконец, умножаем результат на прибыль от реализации прошлого месяца

-0,007512 х 2 258 969 » - 16 969,38 руб.

Пользуемся известным нам важным правилом: раз получился знак «минус», значит, общее количество проданных в июне товаров стало меньше, чем в мае. Уменьшение объема продаж должно снизить прибыль от реализации. На сколько? Об этом говорит стоящее после знака «минус» число. Получается, что прибыль от реализации в июне стала бы меньше на 16 969 руб. 38 коп. из-за изменения количества реализованной воды, сока и тушенки, при условии, что цены и затраты на них не изменились бы.

II. Цена одного изделия.

Чтобы определить влияние изменения цен на проданные товары, сравнивают выручку от продаж за июнь с выручкой июня в майских ценах и вычитают одно из другого.

1 1 970 131 - 12 240 574 = - 270 443 руб.

Знак «минус» свидетельствует об общем снижении цен и падении прибыли. Следовательно, общее изменение цен на весь ассортимент реализованной  продукции снизило прибыль на

270 443 рубля.

III.  Себестоимость реализованной продукции. В     этом     случае     сравнивают полную себестоимость   продукции,   реализованной в июне, с полной себестоимостью июня в затратах мая и вычитают одно из другого.

(8 927 808+783 477) - 9 997 108,2 = -285 823,20 руб.

Согласно полученному знаку «минус» произошло снижение себестоимости. А это влияет на рост прибыли. Значит, изменение затрат вызвало увеличение прибыли от реализации. На сколько? Конечно, на 285 823 руб. 20 коп.

Итак, мы выяснили, какое влияние на изменение прибыли от реализации оказывают все три фактора, и могли бы сделать вывод. Однако не будем торопиться.

Здесь нас поджидает определенная тонкость. Когда мы проводили расчеты по каждому виду товаров, то на изменение прибыли действительно оказывали воздействие только три элемента. Это изменение объема продаж, цен и себестоимости.

Когда же мы приступаем к рассмотрению всех товаров в общем, то возникает еще один фактор.

Подумайте сами. Ведь доля каждого вида продукции в общем объеме выпускаемых товаров разная. Стоимость этих товаров тоже различна. И если среди всех товаров повысится доля наиболее дорогих, то, очевидно, возрастет и общая прибыль от реализации.

Поэтому очень важно определять, как повлияло на изменение прибыли изменение структуры реализуемой продукции.

Это делается следующим образом. От общего изменения прибыли, которое устанавливается из формы N2, вычитаются изменения, произошедшие под влиянием трех известных нам факторов.

В нашем примере общее изменение прибыли было -123 рубля. Изменение объема продаж уменьшило ее на 16 969 рублей 38 копеек, под воздействием цены прибыль снизилась на 270 443 рубля, а изменение себестоимости повысило ее на 285 823 рублей 20 копеек.

Рассчитаем влияние на прибыль изменения структуры реализованной продукции:

-123 - (-16 969,38) - (-270 443)-285 823,20 = 1 466,18

Итак, структура реализованной продукции изменилась и повлияла на прибыль от реализации, увеличив ее на 1 466 руб. 18 коп.

Мы рассказали вам, как установить влияние различных факторов на изменение прибыли от продаж.

Продолжаем                         изучение финансового менеджмента дальше. Говоря об организме предприятия, мы обычно не определяем конкретно его вид. Иногда мы сравниваем его с человеком,


36 (JP|