Финансовый менеджмент: Учебное пособие (Разделы 1-5: Задачи и основные понятия финансового менеджмента. Операционный рычаг и точка безубыточности), страница 21

Акционерное общество может одновременно выпускать (эмитировать) и акции, и облигации,-иногда обменивать их друг на друга. Акции фирма выпускает всегда. Это делается, чтобы нанять денежные средства для работы. Средства, полученные путем реализации акций, - это постоянный штат сотрудников предприятия.

Облигации фирма выпускает лишь время от времени или не выпускает совсем. Эмиссия (выпуск) облигаций связана с дополнительной потребностью предприятия в денежных средствах. При этом очень необходимо, чтобы оно чувствовало себя устойчиво на рынке. То есть чтобы все показатели самочувствия предприятия, изученные вами в финансовом анализе, были на нужном уровне и свидетельствовали о крепком здоровье фирмы.

Выпуск облигаций производится тогда, когда денежные средства требуются для конкретной цели, осуществления конкретной идеи, проекта; когда доходы и расходы, ожидаемые в процессе достижения цели, вы, как финансовый менеджер, можете хорошо предсказать.

Таким образом, получается, что в отличие от акций, которые выпускаются для найма постоянного штата денежных средств, выпуск облигаций необходим для привлечения денежных средств на временные нужды. То есть такой капитал представляет собой штат временных работников.

Однако и им тоже необходимо платить заработную плату. Поэтому давайте разберемся с понятием цена капитала «Облигации».

Вы уже хорошо усвоили, что такое вообще цена капитала, научились определять цену отдельных видов капитала и легко можете сообразить, как рассчитать ее для облигаций. Немного подумав, большинство из вас, наверняка, скажут, что цена капитала «Облигации» будет равна:

Цобл

Сумма уплачиваемых процентов Стоимость облигации

В числителе мы записали сумму, связанную с наймом денежных средств на работу (представляющую собой их заработную плату). В знаменателе же стоит величина «Стоимость облигации», потому что сумма нанятых по облигации денежных средств, как мы уже говорили, и есть цена, по которой мы ее продали. Числитель может быть записан подробнее. Поскольку сумма уплачиваемых процентов (доход купившего облигацию) рассчитывается от нарицательной стоимости, то

СУП = Проц. ставка х Нариц. стоимость облигации

Если же мы вам напомним, что, так же, как и по кредитам, процент, выплачиваемый по облигациям, включается в расходы, то сумма уплачиваемых процентов вами запишется так:

СУП = Проц. ставка х (1-Нал. на прибыль) х хНариц. стоимость облигации

Тогда формулу цены капитала «Облигации» вы запишете следующим образом:

ц   —Проц стх()~Нал на приб 、хНариц стть облигащ

。6Л                         Стоимость облигации

Эта формула, записанная в таком виде, будет верной, но не совсем точной. Неточность будет


заключаться в том, что нарицательная (написанная на облигации) стоимость и цена реализации облигации чаще всего не совпадают. Разница между ними повлияет и на цену капитала «Облигации».

Последняя записанная формула будет абсолютно точной, если облигация была продана нами по нарицательной стоимости. Тогда затраты на ее содержание (числитель) будут составлять фиксированный процент от этой стоимости (с учетом налога на прибыль).

А что будет, если облигация продавалась по цене меньше нарицательной. То есть ее цена реализации была ниже. Это значит, что при продаже облигации мы наняли к себе на работу меньшее количество денег, чем нам требовалось (количество требуемых денег мы записали на облигации в качество нарицательной стоимости).

Однако, несмотря на то, что денег к нам на работу пришло меньше, платить зарплату придется тому же количеству, какое мы хотели нанять, потому что сумма уплачиваемых процентов исчисляется от нарицательной стоимости. Выходит, что вместо, допустим, двухсот монет к нам на работу пришло сто девяносто монет, а платить зарплату мы все равно будем двумстам.

Значит, при продаже облигации по цене ниже нарицательной каждый привлеченный рубль обходится нам дороже. То есть в числителе нужно прибавить разницу между нарицательной стоимостью и ценой реализации.