Человек – совокупность общественных отношений, страница 9

Щедровицкий: Вопрос опять хороший. Очень хороший. И, посмотрите! как я Вам буду отвечать. Если, действительно, правдоподобно то, что писал Маркс и то, что я вот здесь воспроизводил, так мы не должны спрашивать, зачем клуб производству, у производства не должны спрашивать, зачем ему клуб. Надо приказывать производству. И оно должно работать так, как нужно обществу. А не общество строить так, как нужно производству. Понятна моя точка зрения? Я могу вам еще одним примером пояснить. У нас была игра -5+я по поводу организации научных исследований на современном этапе. Очень конкретно она проводилась. Нам надо было создавать институт прикладных социологических исследований для производственного объединения. Понятен смысл темы? Проходило это под Москвой. И на третий или четвертый день, в общем-то, слухи в Москве довольно быстро ходят, к нам явилась группа студентов МФТИ. Мы ее не звали, не приглашали. Это студенты старших курсов и часть выпускников. Они пришли. Посидели, потом значит, лидер сделал заявление. Что вот тут сидите и разглагольствуете, собрали уйму людей, забыв за чей счет все живете. Я его спрашиваю: "За чей счет мы живем?" Он говорит: "Рабочих и крестьян, которые трудятся, а вы тут разговариваете". И вот эта точка зрения студента МФТИ, на мой взгляд, есть предельное выражение немыслия. Поскольку, обратите внимание, рабочие и крестьяне за счет своего труда сами прокормиться не могут. Не только там кого-то еще кормить. Это все иллюзии, которые идут от вербального образования. И догматическое понимание марксизма, поскольку ценности издают инженеры, изобретатели и ученые. И они же ходят на овощные базы и в колхозы. Поэтому - ценности создают они, но не в тот момент, когда они работают на овощной базе, потому что вот на нашей овощной базе в Брежневском районе, там это делается для того, чтобы можно было оплачивать постоянных работников этой овощной базы выше того, что они зарабатывают. И чтобы они могли под предлогом этого гноить овощи и опять-таки отдавать это все на рынок, строить свои махинации. И это все происходит под личиной вот этих походов людей на овощные базы. Ничего там не производится. Сегодня ценности подлинные создаются грамотными и квалифицированными людьми, которые занимают не рабочие, а инженерные места, научно-исследовательские места. И это, вроде бы, говорю я, сегодня клуб реально осуществляет функции производства. А производство так просто не работает, а разлагается и гниет. Я еще на что-то не ответил?

Миркес: Я поняла Вас.

Играшкин: Но продуктами мы пользуемся.

Щедровицкий: Продуктами, обратите внимание. Мой сын -студент, работает на поле, обрабатывает, собирает. Потом мы везем сами, вместо того, чтобы работать по нашей работе с резким падением производительности труда, идем потом в магазины, там простаиваем еще часть нашего свободного времени, тратим его на необходимое, превращая его в необходимое, покупаем и потом начинает демагогия развиваться из-за того, что я что-то ем. Я ем небольшую часть из того, что я произвожу на своем месте. Не считая всего того, что я делаю на дополнительных местах. И в этом смысле не надо забывать, одно замечательное выражение Горького о том, что интеллигент есть ломовая лошадь, впряженная в повозку российской истории.

Играшкин: Это образное представление.

Щедровицкий: Обратите внимание, очень точное в сути своей.

Играшкин: В каком все-таки аспекте... Я бы ввел такую абстракцию - интеллигент, который не разу не занимался производящим трудом. Вот этот человек, по Вашей идеологии.

Щедровицкий: Он и производит все то, что производит. Он производит все что есть. Обратите внимание. Именно тогда он только и производит, а все остальное сегодня непроизводительный труд. У Вас какая-то странная идеология. Вы думаете, что если я пошел дворником и начинаю асфальт подметать, то я выполняю производительный труд. Извините, это все плоды человечьей поэзии. Поскольку человек, который работает на материальном производстве, вроде бы фактически ничего не производит. Ни с чем, потому что технологии, которые создаются в Америке или в Японии, стоят очень дорого, они продаются и всеми покупаются. И на эти деньги покупается пшеница, или кофе, или что-то такое. И масло. И вот это есть производительный труд. Технология и книги, и новые идеи. А все остальное сегодня - не производительный труд. Вот каковы сегодня, к сожалению, факты.