Человек – совокупность общественных отношений, страница 5

Щедровицкий:  А дело в том, что сама эта идея с базисом и надстройкой есть последующая вульгаризация. Это способ оболгать Маркса, перевернуть все вверх тормашками. У Энгельса, в частности, есть очень четкий, еще в 20-е года издавалась еще такая хрестоматия по историческому материализму. Там приводились всегда вот эти письма. Энгельс объяснял, конечно, не имея времени для развертки «Капитала» от начала до конца, Маркс должен был начать с анализа производственной структуры, обратите внимание, у меня тоже здесь посередке. С чего приходится начинать. Хотя здесь практическое совершенно не совпадает с историческим. В этой связи Маркс, Энгельс обсуждали эту проблему соотношения логического и исторического. Дальше Энгельс поясняет: Маркс планировал писать следующие тома "Капитала", где выведя надстройку, показать, как она становится управляющей в отношении производства, определяет все его существование. Поэтому я отвечал бы на Ваш вопрос так: первое - тезис о том, что производство является определяющим, не соответствует взглядам Маркса, и это можно показывать на текстах; второе - в принципе это есть лапша на уши, поскольку люди, которые так думают, ничего не могут понять в том, что происходит сегодня в мире, как у нас в стране, так и за рубежом, И поэтому глаза нужно держать открытыми. Это третье. И применять Марксовы положения. И не догматически, а соответственно обстановке и обстоятельствам. Это то, что я могу ответить. Вопрос, на самом деле очень серьезный. Надо думать над ним и обсуждать. Тут я ставлю точку с запятой и заканчиваю это резюме. Но при этом, надо очень четко понимать, что я применяю определенные формальные методы. Я как бы поделил два пространства существования: производство и клуб. И они у меня жестко отделены друг от друга. Вот производство, а вот клуб. И в производстве у меня существует индивид, а в клубе у меня существует личность. Прием понятен, да? Я создаю соответствующую идеализацию для того, чтобы было ясно разделение. А теперь я ставлю вопрос: "А как это там в окружающей жизни, в реальности?" Мне задавали несколько раз вопрос в перерыве, а по какому критерию разделяется производство и клуб друг от друга. Где отделяют. Если на схеме, то здесь нет проблем. На производстве граница поставлена, здесь написано клуб. В идеализации нет такой проблемы. В реальной жизни производство и клуб не имеют двух пространств. А все вместе. Но при этом смотрите, как интересно. Там все вместе, но различия, которые мы установили, разделив их в исходном пункте производство и клуб, которые были противопоставлены друг другу и каждый занимает свое особое место на схеме, свою топику. У нас теперь есть возможность все повернуть или перевернуть еще лучше. И сказать, ага, поняли.

Итак, есть два типа отношений. И это, вроде бы, схематизировано на схеме. Есть отношения в производстве, которые суть отношения руководства, подчинения. Строятся по административной, управленческой, структурной системе. Так, человек, каждый человек должен быть индивидом, а личность будет выкинута как несоответствующая требованиям.

И есть отношения межличностные или просто личностные отношения, которые характеризуют совершенно другую форму существования человека Ну а теперь я сохраняю эти два типа отношений. По сути дела так, как говорят современные социологи: формализованные и неформальные. И говорю, ага, есть два типа отношений. А дальше это должно быть положено в одно физическое пространство. И мы должны смотреть, а как там у нас все это относится и к взаимоотношениям и мы получаем совершенно разные способы наложения друг на друга в буржуазном обществе и у нас. Поясняю это примером. Последние 15-ть лет Соединенные Штаты на крупных заводах, на фирмах получило распространение социометрическая методика Марено. Методика развития в 18-20-м году, на школьниках, но потом двинутая в социальную психологию общего типа и использованная. Анкета очень простая: сотрудников цеха, отдела или института просят ответить на вопрос, с кем бы Вы предпочли поехать, скажем, проводить свободное время; поехать на прогулку по какой-нибудь местности, пойти в кино и т.д. Они там указывают фамилию этого человека. Таким образом, выделяется, в результате этой примитивной социологической методики неформальный лидер. После этого администрация этого предприятия предлагает этим неформальным лидерам коллектива занять соответствующие формальные места. Для чего это делается? Для того, чтобы использовать мощь и силу неформальных отношений в коллективе для исполнения или реализации производственных заданий. Понятно я сказал. (………………………………………………………………………………………………)