Человек – совокупность общественных отношений, страница 18

Играшкин: Но есть еще всемирное развитие культуры, так называемое.

Щедровицкий: Между прочим, когда я говорил, то имел в виду именно всемирное развитие, а не Российское, обратите внимание. Видите, я сознательно взял такие, досконально мне известные проблемы, в которых все решено, понимаете? Да, а именно, что произошло? Неопозитивисты, выдвинувшие свою программу в 29 году, к 50-му году прошел свой….

И это было признано самими носителями неопозитивизма. Понятно? И никакого  постпозитивизма. Вот прошла свой путь и умерла. А что там осталось от              и что там можно брать, это под вопросом, и в мировой философии, вообще не обсуждается, осталось единственное место в мире - это Москва, институт философии. И вся советская философия периферийная, где до сих пор обсуждается вопрос как быть с позитивизмом и можно ему класть в рот палец или нельзя? И если бы не эти рассуждения, вообще бы в мире никто не помнил о том, что неопозитивизм был. Я привел очевидный пример. Дальше понимается, вот английская аналитическая философия, которая еще не развилась. Она только в коротких штанишках ходит, много чего обещает, но пока что ничего такого, на мой взгляд, существенного не открыла. А школа, которая сменила неопозитивизм и которая явилась могильщиком неопозитивизма, это               философия, ее крайне радикальное…            , в виде очень интересного ...... и мало интересного, на мой взгляд, его марксистской методологией. Она тоже уже лопнула. И это тоже уже, вроде бы, зафиксировано в мировой философии. И я действительно взял очень прочные, наглядные, где я могу говорить не очень сильно ошибаясь. И там не это важно, передаю я или нет, я передаю идеи, принцип и подчеркиваю, что такое культура: это мы, вроде бы знаем и даже определения знает           для понятия. И можем похоронить по первому разряду. Я даю здесь понятие развития культуры.

Играшкин: Но это в моем вопросе и подразумевается.

Щедровицкий: Подождите. Я не знаю, что Вы там подразумеваете. Боюсь, что ничего этого вы не подразумеваете. Понимаете? И даже более того. Насколько я знаю сегодняшние работы по педагогике, там этот вопрос передовые экспериментаторы, окажем вроде Василия Васильевича Давыдова или Виталия Владимировича Рубцова, только выходит, что они запутались в этом вопросе и еще не осознали в чем запутались.

Играшкин: Но обыденное сознание выходит.

Щедровицкий: Обыденное сознание никуда не выходит. Обыденное сознание лежит на печке и повторяет истины пятисотлетней давности.

Значит важно обсудить это в свете предыдущего обсуждения клуба и жизни индивида.  Что индивидная жизни состоит в том, что мы стягиваем людей к определенным достижениям культуры и после этого даем им пинок под зад и отправляем их на производство, в глубине души понимая, что шапочное образование они получили и пускай работают как могут на производстве, поскольку это производство, то там основное требование - культуру не развивать. Поскольку, опять нам думать некогда, нам работать надо.