Человек – совокупность общественных отношений, страница 25

Вопрос: А какие позиции есть еще на этот вопрос?

Щедровицкий: Ой, на этот вопрос позиций очень много. Масса людей писала и Давыдов и Гальперин, первый отличается тем, что он задал очень четкие границы формирования умственного действия.

...... на котором проявляются все эти теории является ответ на вопрос: как механизм разворачивается?  Я говорю: суть культурно исторической концепции в том, что усваиваются средства, но не.......

........ и вот это создает определенные способности. Вроде бы, развитие происходит в обучении в онтогенезе на этой кривой, выводящей на уровень культур. И в этом смысле я даже отмечаю принцип, что педагогическое образование повторяет исторический процесс. Этот тезис Давыдов принимает как основной тезис. И это дает возможность очень простенько решать эти проблемы культуры. Он говорит; детей надо протягивать так, чтобы они в своем движении повторяли движения человеческого общества. На мой взгляд это совершенно страшное допущение, которое делает невозможной педагогическую работу. Хорошо, что он ей не следует никогда, поскольку нет такого человека, который мог бы это сделать. Но как теоретический принцип они это формируют и таким образом собирают самые главные проблемы: организации обучения, как учения в исторической схеме. Потому- что  если вы сейчас говорите, что человек развивается в соответствии с логикой предлагаемых ему инструментов или средств, тогда главная проблема - это определение этой логики или последовательности, в которой задаются средства. И как показывают научные методы очень многое зависит от правильного подбора последовательности этих средств. И, не сформировав предпосылки, т.е. соответствующие способности индивида, нельзя давать последующие, более развитые и тогда, значит, вся организация обучения и развития заключена в определение этой последовательности предпосылочных средств и опирающих на эти предпосылки. И вот так надо прорабатывать и математическое содержание, физическое содержание, филологическое, литературное и т.д. И, вроде бы, здесь нужны специальные методологические проработки этих средств, их последовательности относительно действий индивида. И вот это задает основное направление нынешних педагогических разработок. И там, в этой книжке "Педагогика и логика" обсуждается во всех остальных статьях эта проблема. Никита Глебович вам докладывал одну работу, которую он проделывает над решением задач. У меня другие, задачи. Но, академия педагогических наук эти разработки похвалила довольно высоко и из академии педагогических наук их выпихнула. И выпихнула в связи о одной, на мой взгляд, еще более важной проблемой: проблемой содержания. До сих пор, если вы будете брать педагогические работы за последние 40 лет, там все время обсуждается один и тот же вопрос: как нам активизировать учащихся. И все лаборатории АПН занимаются проблемами как активизировать, ....... и т.д. Вопрос о том, каким должно быть содержание образования отмечается как не значимый. в советской школе. Поскольку подразумевается, что в нашей советской школе каждый педагог на месте, знает, что нужно преподавать. И победа наша в ВОВ по словам вице-президента академии наук - практическое доказательство правильности этого.