Человек – совокупность общественных отношений, страница 2

Итак, появляются лишние люди, которые с одной стороны, если они поднимаются над уровнем существующей культуры, начинают творить философию мифы, все эти оды, музицировать и так далее, либо превращаются в        и становятся материалом для всевозможных, неважно       , или квазифашистских переворотов. И это подробно описывалось в Марксистских, в широком смысле работах в 30-е года, когда нужно было определить свою позицию и выработать методы борьбы. И тогда происходит разделение, которое для меня здесь в методологическом плане принципиально значимо. Разделение на производство, которое образует вот этот твердый, или жесткое ядро всякого общества, то что я обозначил как резервную рабочую армию вне клуб, уже собственно клубной организации, где люди, по словам Маркса, делают науку, занимаются искусством, политикой и т.д. Но все это уже в определенных организованных формах. Но можно считать, что мы выделяем здесь два концентра. Одно - производство, и второе – клуб, объединяющий все это, т.е. своего рода эфир, где люди существуют неорганизованно. Вот первый вопрос, который мне задавали, я перевожу на свой язык таким образом: так что ж такое человек: место или вот сам человек-личность. И отвечаю: здесь, и это было, наверное, главной мыслью прошлой лекции, что человек существует в трех формах: он существует как биоид - это еще только зародыш человека, человек необразованный, на соприкоснувшийся с человеческой культурой, неполучивший соответствующей культурной проработки. Затем индивид, это человек уже, соответственным образом обученный. Профтехникум кончил. Имеет профессиональную подготовку и может функционировать в соответствующих местах производства. Эти люди подготавливаются в сфере обучения и воспитания для того, чтобы хорошо, а это значит бесконфликтно, не протестуя функционировать на своих местах производственной системы. И вот такой человек, так подготовленный и так воспитанный, действительно есть место, но в каком смысле, там же есть и наполнение. Человек занимает это место, но как меня спрашивал автор этой записки, человек там лишь в той мере человек, в какой он точно соответствует требованиям, которые предъявляет ему место. Говоря языком поэтическим, это – человек-винтик. Неважно, какое место он занимает. Он может работать на производственном месте. Пришел утром на свою ремесленную организацию труда и вкалывает там точно в ритме, с высокой производительностью труда, не отвлекаясь и не задумываясь. Типичные примеры – это рабочие хорошо организованных технологизированных предприятий в Японии, в ФРГ, в Италии или на нынешних немецких заводах, скажем, в Португалии. Причем оказалось, что самые сложнейшие, мы это обсуждали с вами на игре-50, те кто были, должны это помнить, самые сложнейшие производства, обеспечиваются, по сути дела, полуграмотными людьми, поставленными в условия конкуренции.  Т.е. сегодняшний опыт показывает, что для такого функционирования в качестве винтика, совсем не нужно высокое производство, если система организации работ хорошо расчленена, организована, технологизируема.

Москвин: «Не высокое производство, а высокая профессиональная подготовка!»