Человек – совокупность общественных отношений, страница 6

Но если он очень уважаемый человек и он мне говорит лично: "Вася, Коля ты знаешь, нам нужно сделать..." Я кровь из носа, обязательно это сделаю. Таким образом здесь неформальные межличностные отношения, а это значит между личностями и в ткани личностных отношений, используются для поддержки и обеспечения производственных заданий в отношениях производство-подчинение. А как это происходит у нас? У нас человек встал на ударную вахту, надеется получить либо высокое звание после этого, либо даже героя соцтруда и т.д. Он, для того, чтобы это было, идет к начальнику цеха, который доставляет ему материалы и говорит: "Вася, ты знаешь, вот меня выдвинули на эту сейчас ударную работу, высокое качество. Я тебя очень прошу, чтобы месяц, два, три, полгода твой цех давал мне хороший полуфабрикат. А я уже         тебе, ты же знаешь, за мной, вообще, никогда не оставалось. Потом, может, своих людей дам в колхоз или там на овощную базу, короче говоря, как смогу, так помогу." И это тоже самое. Но, здесь межличностные отношения не подпорка производству, а вообще, условия нормального осуществления производственных отношений и функционирования людей как индивидов за счет личностных и межличностных взаимоотношений. И то, что скажем, отношения в деревне строятся таким образом, это вы все знаете, об этом рассказывать не нужно. Я не знаю, после постановления как там теперь это все делается, но думаю, что там не только вред в том, что мы не получали денег от продажи водочных товаров, но и в том, что там нарушаются какие-то производственные отношения, которые до этого строились на личностных взаимоотношениях и за счет высадки. Когда люди садятся, выясняют взаимоотношения - ты меня уважаешь, я тебя тоже. После выяснения этих взаимоотношений они начинают чуть лучше осуществлять производственный процесс.

И теперь я возвращаюсь к ответу на эти вопросы. Что нам нужна личностная подготовка. Мы должны понимать, что эти личности существуют не в производстве. Дальше я это переносил на определение, задание, на систему образования. Т.е. когда мы готовили людей, даем им высшее образование, то мы не специалистов готовим для производственных функций, не индивидуумов, подготовленных и обученных должны готовить, а мы должны развивать вот этот личностный слой человеческой жизни. И в этом смысле, Виктор Александрович, я понимаю Ваше замечание, что вроде бы я дал ответ на вопрос, который Вас очень волновал. Он волнует все университеты и другие высшие учебные заведения. Поскольку вопрос о том, кто социальный заказчик, на какой социальный заказ мы работали, может создать массу сумятиц. Министерство, говорил я, СССР, РСФСР по высшему образованию, там в головах у людей полный хаос и все кверх тормашками. Они считают, сколько нужно людей с таким высшим образованием, сколько с таким, для производства. В результате мы начинаем отставать уже не только от развитых промышленных стран, но и от африканских стран, в которых, окажем, образование, вот как в этих нефтяных эмиратах, есть основная целевая установка в плане подготовки людей, а не обеспечивание производства. Тем более, что сегодня там ситуация такая: производство обеспечивают иностранцы - немцы, французы...

Голованов: Лишние люди Европы.

Щедровицкий: Да. А зато они всем платят стипендию. Человек пошел учиться - получает высокую стипендию, как работающий. И установка у них не догонять без конца, вдыхав отхода производства, а перегонять один раз и быстро. В этом смысле мы Иран рассматриваем как страну недоразвитую долго, потом мы ее рассматривали как развивающуюся, вот перед тем, как его свергли, шах, выступая там в комиссии ООН сказал, что Иран протестует против того, чтобы называть его развивающимся. Он уже развился. У него показатели все выше, чем в передовых капиталистических странах. Т.е. они делают рывок и выходят за счет подготовки достаточного количества культурных людей. И в этом, говорил я, в прошлый раз, и подчеркиваю сейчас еще раз, в этом и состоит смысл дела. Если мы сейчас выдвигаем соответственно решениями 27го съезда партии на передний план человеческий фактор и проблему перестройки мышления и человеческой культуры и новых способов и методов работы, то это должны делать последовательно и до конца. А не сидеть на старом месте при взятии новой терминологии. Мы должны четко понимать, в частности здесь, при обсуждении педагогических проблем, что образование должно быть опережающим по отношению к производству. Оно должно готовить людей для будущего производства. И эти люди должны передаваться на производство отрядами, поскольку человеческая подготовка и культура есть основной развивающийся фактор. И если этого нет, то никакого развития быть не может. И не будет, соответственно.