Человек – совокупность общественных отношений, страница 12

Щедровицкий: Так вот. Вот здесь начиналось воспитание. Как воспитывались? Ну, практически также как у Макаренко, в колонии им. Горького. Коллектив воспитывал, и человек вводился в профессию, в профессиональную работу и там немножко учился, обратите внимание, как правило сам, потому что мастер показывал как надо жить и работать, а все остальные учились. И вроде, это есть реализация вашей идеи, да? Я соединил пространство и все вместе. И, вроде бы, это обсуждал Герман, когда он говорил, что обучение есть одно из средств воспитания. Его теоретическая педагогическая концепция соответствовала вот этому периоду. Прошлого, по отношению к нему, но это, наверное, единственное что он мог анализировать, будущее он не анализировал. А теперь мы ставим вопрос: а эффективно ли это? Достаточно ли эффективно, и получим ли мы необходимое ускорение? Такими стародавними методами.             

Помренин: Можно взять принцип, а сам метод другой, можно включать не в профессиональную, а в специально-научную деятельность.

Щедровицкий: О, очень хорошо! Только почему же научно-не профессионально. Но вроде бы, в принципе мы решили, но смотрите, какая область: я, вообще сегодня сознательно строю лекцию рубленым образом. Мне нужны куски, не систематическое изложение. Получилась открытая система и масса проблем. Достаточно много, которые нужно обсуждать в плане методологического обоснования современной педагогической работы. В плане конкретной организации обучения и воспитания. Вроде бы мы с вами разобрались с вопросом. Думайте дальше, но не говорите мне, а пишите статью, или книгу. Только как говорил один великий писатель, это было на испанской войне, знаете когда Эренбург приходил, рассказывал собранию писателей, как здорово работала агитбригада интернациональных бойцов. Вот, писатель сказал: "Вот чернильница. Пишите, а то ваши чувства высохнут". Так и я вам говорю: «Возникла проблема, спешите ее прописать и проработать. А то чувства высохнут. Так.»

Вопрос: Вот вы говорите - система образования. И она развиваться не может. Так?

Щедровицкий: Да и вообще, ни одна система уже развиваться не может.

вопрос: Т.е. необходимо создать такую систему, которая будет давать ???

Щедровицкий Ну, вообше-то мою мечту вы выразили очень точно. Но, я что хочу сказать: я вообще, хочу сделать, я хочу продумать возможности, промыслить возможности саморазвиващейся системы. И пока что я ответил на этот вопрос так: нужно, чтобы было жесткое ядро системы, учрежденческое и должен быть клуб вокруг него, вокруг этого жесткого ядра и люди должны выходить в клуб и жить там, как уже было сказано здесь, по другим законам и с другой ориентацией. И если мы правильно сочиним эту производственную структуру, в частности структуру образования, с клубной. Если создадим в Красноярском университете правильную клубную структуру, то тогда учреждение внутри этой клубной структуры будет развиваться.

вопрос : Но если это учреждение внутри будет развиваться, то не может произойти в будущем такая ситуация...

Щедровицкий Конечно, может произойдет, поэтому задача состоит в том, чтобы сюда, создав проект такой системы вдохнуть жизнь, или дух, да? Вот если удастся, надув щеки, вдохнуть жизнь и духовность, то они не будут превращаться в ритуалы.

Вопрос: Это не понятно.

Щедровицкий: Я понимаю, что не понятно. А вы думаете, мне это понятно? Но проблема, говорю я, заключена в этом и, вроде бы, других путей пока, других способов, придумано не было.

А уж как вдохнуть жизнь, может Виктор Александрович решит эту проблему и тогда мы будем знать как это делается.

вопрос: Развитие происходит толчками .....

Щедровицкий: Вы, вот, могли добавить в духе Германа Москвина, с расстрелом идей (?), мне это очень не нравится. Я говорю, что лучше придумать такую систему, которая будет развиваться если толчками, то              и без отстроена. Разбежались. В общем – 10 минут на перерыв.