Человек – совокупность общественных отношений, страница 8

Щедровицкий: Если бы можно было вернуться назад, понимаете, если б можно было, то тогда все было бы очень здорово. Но я тогда говорил бы вам о Гастевской системе и предлагал работать так, как работали раньше. Но возвращаться назад невозможно и иллюзии, что можно куда-то вернуться, дорогостоящие. Поэтому смотрите, что я заканчиваю кусок, сейчас скажете, поэтому можно двигаться только вперед от достигнутого нами сегодня состояния. И ничего другого.

Играшкин: Бывает все-таки, что теоретические принципы могут гораздо впереди находиться того состояния, в котором мы сейчас находимся.

Щедровицкий: Видите ли. Я очень люблю, очень уважаю Гастева как мыслителя, вроде бы знаю работы, которые проводил ВЦИК и знаю работы, которые проводились потом, в 40-50 годы и должен вам, с сожалением и болью сказать - мир, к сожалению ушел далеко-далеко вперед. Он еще не обогнал Богданова, с его технологией - всеобщей организационной наукой за счет того, что у Богданова такие теоретические принципы, которые к практике прилагать нельзя. Он далеко впереди в абстракциях, но нужно еще проделывать гигантскую работу по реализации этих абстрактных принципов. А у нас нет людей, которые могли бы это сделать. Поскольку с образованием, которое дают современные вузы, в частности университеты, эту работу это все равно, как если вы соберете большое количество людей, которые живут в джунглях и бананы рвут, и поведете их к современному производству и скажете: переделывайте, совершенствуйте.

А с Гастевым, вот если вы возьмете… да это у нас можно, наверное, приложить. Но это касается таких отсталых форм мануфактурной организации производства, которые сегодня не работают, потому что, обратите внимание, там, в менеджменте, кроме Тейлора был еще Файоли и после Файоли была еще масса школ, которые нами исторически, обратите внимание, не пройдены. Что это означает? Я говорю, вернутьcя назад в истории нельзя. Значит надо искать свой собственный путь двигаться вперед. А все попытки возвращения к прошлым школам равносильно пусканию двухсот тяжелых грузовиков по левой стороне дороги. И ничего больше. И вот эти печальные аксиомы вроде бы надо понимать. Так, прошу Вас.

Миркес: Вот Вы говорите - человек вышел из производства в клуб и придумал производственное так, что оно стало развиваться. А почему я там должна думать и производстве? Человек будет заниматься наукой, искусством.

Щедровицкий: Я бы добавил методологией. В счет производства. Я повторяю то, что Маркс писал более 100 лет назад. 100 или 140 лет назад. За это время мир ушел вперед, в том числе на плечах у Маркса. И опять-таки Маркса надо брать сквозь призму всего дальнейшего развития, где разделить Марксидов, как их называл Герцен, и марксистов. Беря то, что делали марксисты и отделяя как шелуху то, что делали марксиды, которые догматически долбили сам Марксов принцип, без учета ситуации. А нужно иметь разумные людей. На Ваш вопрос я отвечаю: ну да, клуб, конечно, не захочет этого делать, если клуб будет состоять из нас с вами. Он вообще ничего не будет делать. Но клуб ведь надо организовать и к нему надо специально готовить людей, чтобы эти задачки решать. Другого пути у нас вроде бы нет, говорю я, поскольку я понимаю ограниченность своей позиции. Я говорю с точки зрения того, что я вижу и как я понимаю. И такая у меня жесткая позиция. И если Вы скажете "нет", то принцип должен быть "говори и делай". Будем слушать и с удовольствием возьмем Вашу идеологию, как только она появится. Я не знаю, отвечаю ли я на Ваше замечание.

Миркес; Не очень.

Щедровицкий: Не очень. А на что я не отвечаю, в чем тут утерянный мной смысл?

Миркес: В чем для производства выгода от клуба?