Человек – совокупность общественных отношений, страница 23

Щедровицкий: Хороший ход, 'такой вот методологический ход. Не стал анализировать научно, а вышел на методологическую сцену и сказал:  «разум надо давать. Вот ответ на ваше замечание. Насчет нравственности, доброты и т.д.» Но я бы его хотел поставить со всей принципиальностью, но чуть дальше. Значит, к настоящему-времени существуют 3 основные концепции развития человека в условиях обучения. Они появились на разных этапах развития системы образования. Мировой системы образования. И обеспечивали ей соответствующие идеологии. Первая концепция, надо рассмотреть  этиологию самого слова, Рефлексизм - значит изменение форм.  Эта концепция может быть наиболее яркий представитель концепции в педагогике, потому что .........

рассматривает всю эту концепцию с разными процессами, которые я обсуждал, в одном повороте или. в одном аспекте, он развитие культуры не видит, реформист и считает, что существуют люди, множество и образуют человеческое общество, со всеми его свойствами, признаками и атрибутами. Поскольку эта педагогика в центр всего поставила развитие людей и обсуждается вопрос о том, как же происходит это развитие. Показывает нам Ян Амос Коменский, как дуб вырастает из желудя. А как дуб вырастает из желудя? В желуде уже все заложено. И дальше он изменяет свои  и дальше происходит вот это гегелевское разворачивание того, что изначально было заложено. Таким образом, в методологии категориально Ян Амос Коменский не только здесь, где я сказал, он убирает все социальные, культурные моменты и все сводит к биологизму или психологизму. Вот родился ребенок. У него там зародыш, задатки какие-то и он теперь должен их развернуть. Значит Моцарт был великим музыкантом, когда родился и Бах точно так же. Это объясняется генетикой или еще чем-то. Математик рождается великим математиком, художник рождается художником и т.д., а дальше он должен создать условия, создать концепцию свободного  образования. И до сих пор существует эта культурная школа, его учеников .,...,. Такой культурный человек - педагог. Человек на большой..,,. Но концепция странная такая, она питается психологизмом и сама поддерживает психологизм. Я так понимаю, Борис Иосифович, что Вы этим методом пользуетесь.

Хасан:  Ни в коем случае.

Щедровицкий: Ну, придется с Вами еще разговаривать, особенно, наблюдая дальнейшее движение как же Вы собираетесь строить? Значит, надо сдать как бы свободные обстоятельства, условия свободного воспитания. И дать возможность каждому ребенку развернуть задатки, в которые в него поместила природа. Но я сегодня по концепции рефлексиологов говорить сегодня не буду, а то там есть масса тонкостей, А это основные идеи.

Теперь. Вторая точка зрения. Это теория приспособления или адаптивизм. Концепция, которая на уровне философии была сформулирована Жан-Жаком Руссо. И дальше постоянно развивалась. Особое распространение она получила в США в 1900-1910 гг., а в нашей стране в 1920-1930 г.г. Реально в педагогике господствует этот принцип. В чем основной его смысл? Ребенок развивается, развивает свою деятельность. А деятельность свою он развивает на уровне условий. Поэтому, если у него, скажем, меняются какие-то ситуации или мы помещаем его в разные места последовательно, то он соответственно, мир видит, развивается, приспосабливается к местным условиям. Система здесь такая. Вот реализуется один набор навыков  практике, оказывается результативным или продуктивным и ребенок закрепляет все это, потом выходит, переходит в другую ситуацию, другие условия, пробует свои старые способы действия, получает, соответственно, побои и вынужден отсюда то, вроде бы, из себя и в этом смысле это развернутый ......... новый способ деятельности, который окажется продуктивным. Потом из этой ситуации он выходит, попадает в новую ситуацию, пробует эти два своих способа и развивает третий, и опять пошел. В каждой из таких теоретических концепций, в реформизме, адаптивизме и в следующей культурно-исторической концепции, ведущей начало от Выготского, определяет определенные методы и формы обучения и образования. Значит, для адаптивной концепции этими адекватными способами обучения является проведение специально подобранной ситуации. И смысл работы педагога состоит в том, чтобы правильно определять траекторию индивидуального развития, через эти ситуации.