Человек – совокупность общественных отношений, страница 14

Реально. Но все следят за этим и отсекается оно (?). А вот когда мы переходим к личности, то здесь мы должны говорить: с личностной позиции. И это совсем другое понятие, отличное от жизни в месте сооответствующем и для обеспечения определенной производственной функции. Пример, который а вам рассказывал про Ильясова - он в этом и состоял: когда его на игре спрашивали, выявить свою позицию, он спрашивал: в какой роли? Или в каком месте? Скажите, я вам это воспроизведу. А у человека в личностной жизни должна быть позиция. Определяемая ценностями, целями его жизненной траектории и перспектив его жизни. И с соответствующим пониманием социума и законов его жизни. Т.к. нельзя стать личностью, не представляя законов его жизни. И, в частности, наличие этих вот областей, клубов, производств и возможности жить на грани того и другого. На краю. Ивсе время как бы грозя вывалиться из этой системы. И здесь очень важен тот момент, уже обсуждающийся около 20-ти лет, что личность определяется как личность тогда, когда она выламывается из системы. И это, вроде бы, сегодня вошло уже во все учебники по социальной психологии. А.В. Петровский, он эту линию включил в свой учебник социальной психологии и обсуждал там случай, когда индивид конфликтует с коллективом во имя интересов коллектива. И назвал это высшим существованием личности. Я понятно говорю, да? Мне важно сейчас пространственно разделить существование индивида и личности. Сказать, что они существуют по-разному. В наличии личности проявляются, на низшем уровне тогда, когда человек имеет позицию, знает свои ценности, цели и может их объявить. Не боясь противопоставить их коллективу. Вот это и значит, что личность есть. Я, практически, говорю и это надо, вроде бы, проговорить, что суть не в том, что человек имеет личность, у нас есть даже такая поговорка: все мы люди, все мы личности. Ничего подобного, Мы, в основное массе, все неличности. И в разных социальных организациях, культурных организациях, разное по объемам, разное по размерам колличество людей переходит в личностное состояние. Ну, классический пример: Карл Маркс, став редактором "Рейнской газеты", он вошел в конфликты, причем в личностные конфликты, принадлежа социально к тому высшему слою германского прусского общества. Но, выполняя свою функцию как журналист. Вот тут очень интересный вопрос: функция производственная или клубная? И сказать однозначно нельзя. Поскольку есть еще вот эти пограничные области, здесь, у меня на схеме они сюда попадут, когда производства носят клубный характер. Вот, в хорошо поставленных научно-исследовательских институтах академии наук, директор института поучился в Англии и знает, что это такое, то как производство работает как клуб. И на этом держится академия наук. А в производственных отношениях НИИ, там уже нет никакого производства, поскольку там уже ничего не выдают. Чай пьют, разговоры ведут, а результатов нет. И обратно, есть клуб, который организован очень жестко административно. И, вроде бы, журналистика, есть такая область, которая у нас уже совсем организована как производство. Но это не значит, что это наша особенность. Нечто подобное было и в Пруссии. В Германии вообще. Поэтому, когда Маркс работал как редактор "Рейнской газеты", он вошел в конфликт, вынужден был эмигрировать, и дальше вынужден был жить в порах общества. И вот так личностно он противопоставляется всему обществу в целом, поскольку начинает писать "Очерк политической экономии" или "Капитал". И это означает, что он как индивид и личность конфликтует со всем обществом в целом и даже с семьей было. Поскольку он рассматривает жизнь общества в целом и диктует ему, ну,  диктует в переносном смысле, поскольку он прогнозирует, определяет, а вместе с тем проектирует революцию и переход к новому обществу. Диктует ему законы жизни. И когда мы проходили марксизм, там, вроде бы, определяется в чем, кроме теоретической мощи, сила марксизма. Она состояла в том, что он нашел класс, носитель будущей революции. Т.е. он с одной стороны, придумывает методологию или основания революции,       социального переворота, а потом находит еще и исполнителей и начинает организовыватьихв коммунистическом интернационале, как организации, которая будет все это осуществлять. И она начинает вот так быть. Таким образом, личность перестает жить по законам общества. Но это одна сторона. А можно сказать совершенно иначе и точнее. Что здесь история общества, история развития культуры общества, совпадает с траекторией жизни отдельной личности, поскольку эта личность теперь и есть ведущий, основной и самый мощный элемент общества. Я понятно говорю? То же самое, смотрите, делает Владимир Ильич Ленин, но еще более интересно и более определенно, поскольку вся история жизни и работы Ленина, есть история его расхождения с партией. При этом он не боится объявить с своей              позиции и все время расходится с партией и воссоздает партию, новую, из новых с новой подготовкой. И отсюда школы на Капри для подготовки нового актива или во Франции, как это место называлось?             ? И там он готовитих. И дальше: Брестский мир, когда Ленин опять расходится, фактически, с ядром партии. Договор, этот позорный договор с немцами надо заключать, поскольку его в развитии событий сбросили (?). В этот момент принимается невероятное ответственное решение. Мы много читали, много видели в кино по этому поводу. Скажем, все восстание эссеров и попытка их устроить свой переворот, дальше вся революция строится на вот этом решении, когда он расходится с партией, потом, действительно, как он делает ультиматум руководству партии, заставляет их принять свою правоту. Вот пример опять личности и целей, которыймы могли бы назвать как? Онтогенез, да? Которые делает историю общества. И, вроде бы, я никуда не могу уйти от того, что я не могу задавать это в одной картине, вынужден задавать разные процессы, для разных состояний, выделять разные закономерности. Жизни человека. И так, мы первое, что должны отсюда - то, что люди живут весьма и весьма по-разному. И как это писал Ильф и Петров: одни летают спасать челюскинцев, и летают туда, на айсберг (?), а другие следят за            Лоханкиным. И точно так одни живут индивидной жизнью, а другие живут личностной жизнью. И это две большие разницы, как говорят в Одессе. И их надо понимать.