Человек – совокупность общественных отношений, страница 3

Щедровицкий: Современное промышленное производство, даже в своих самых высоких формах, не нуждается в высоком образовании... Не нуждается в высоком образовании. Достаточно полуграмотных людей, могущих осуществлять команды хорошо образованных инженеров. И вот здесь действует принцип: причем, чтобы по этому поводу не писал Евтушенко в своей высокой поэзии: человек не винтик, человек - это звучит гордо, всякое производство требует от человека одного: чтобы он был винтиком и знал это свое место винтика, чтобы у него рефлексия была соответствующей. И все остальное есть, вообще, лапша на уши. Какие бы поэты и философы на этот счет не высказывались. В работах Маркса этот момент подчеркивался постоянно в везде: современное производство требует от рабочего или производителя точного понимания своих функций и его место на производстве, и чем лучше это осознание, знание всех мест, предоставленных рабочему, тем это общество выше образовано и культурнее. Итак, здесь человек есть винтик. Он скажем, может быть винтиком в такой вот корпорации как «Фольксваген» или «Митсубиси», там, где осуществляются, казалось бы, квалифицированные работы и это поставлено на хороших принципах автоматизации, то там люди высокой профессиональной подготовки тоже есть винтики и обязаны таким образом работать, это проходит, следовательно, сверху до низу, сверху донизу, при любых формах и уровнях организации и подготовки образования. И отсюда возникает сложная социологическая литература, связанная с проблемой одинаковости людей в современной организаций. Они должны быть безликими в они не должны иметь личности. Если в такой организации появляются личности, то их коллектив должен моментально вырезать и выкинуть, поскольку ничего хорошего они этой организации не дадут, а вреда принесут очень много. И это все относится к части производства, но, при этом, смотрите, существует вот эта, гигантская, значительно большая часть клубной организации, которая захватывает в принципе, раз мы выделили производство, сферы распределения и потребления. Я подчеркиваю это еще раз, чтобы здесь не было недоразумений. Сферы распределения и потребления суть клубные. Хотя они в клубе занимают особое место, состыкованное с производством и привязанное к нему единообразием организации. Поэтому, скажем, сегодня распределение обеспечивается за счет квазипроизводственных структур. Скажем в США, ФРГ или Италии. А у нас нет. И отсюда масса наших проблем. Поскольку это не организованное производство и очень часто, как об этом неоднократно писали в газетах, действует "незаконный закон социализма". Он тоге имеет свою, очень существенную роль. И в принципе здесь люди уже существуют в другой своей форме. К ним предъявляются совершенно другие требования . в клубе человек должен быть личностью.