Ценностные ориентации в структуре личности современного старшеклассника, страница 9

Традиционные и альтернативные теории юношеского возраста анализируют разные стороны развития мира старшеклассников: физическое созревание, умственное развитие, формирование самосознания, сдвиги в структуре общения, мотивационные процессы, типичные виды деятельности и т.д.

Современные психолого-социологические исследования отражают широкое использование теоретических знаний отечественной и зарубежной психологии юности.

Значительный вклад в понимание юношества внесли продолжатели теоретических идей классических психологов и социологов. Научные работы и исследования Б. Г. Ананьева, Е. И. Головахи, А. А. Кроника, В. С. Мухиной актуальны и основываются на более глубоком подходе к проблеме юношеского возраста. Центром определения хронологических границ и содержания критериев юношества на современном этапе научных исследований является не просто ступень индивидуального развития личности, но и социальный статус, специфическое для данной возрастной категории общественное положение и деятельность.

Период юности включает в себя обязательный нормативно-ценностный момент,указание на то, какие задачи должен решать индивид, достигший данного возраста, чтобы своевременно и успешно перейти в следующую фазу жизни и возрастную категорию.

Основой формирования личности на данном возрастном этапе становится ценностная ориентация. Сложность овладения реальным миром беспрестанно рождает вереницы вопросов, которые в большинстве случаев не имеют стандартных ответов: «Для чего я живу?», «В чем смысл моей жизни?», «Каково предназначение моей личности в обществе?», «Что значит «найти себя в жизни»?» и т.д. [7, с. 17].

И поскольку, как отмечает О.С. Богданова, «пытливое и строго реалистичное наблюдение жизни накладывается на романтический, наполненный оптимизмом, но бескомпромиссный характер мировосприятия (почти в каждом современном старшекласснике как-то неожиданно уживаются неизлечимый мечтатель и жестокий реалист, причем в последнее время второй завоевывает зсе более прочные позиции)» [7, с. 17]. Ответы на возникающие вопросы приводят к беспощадным морально-критическим оценкам действительности. Развенчиваются авторитеты, низвергаются кумиры.Иногда смятение, вызываемое кажущимся старшеклассникам несоответствием идеального и реального, бывает столь глубоким, что приводит к полной растерянности, апатии и нигилизму в практической деятельности [7, 34, 3, 13].

Анализ развития личности старшеклассника, основанный на исследовании процессов, связанных с изменением общественного положения и социальной деятельности личности в юношеском возрасте является аспектом изучения социальной психологии.

Объектом исследования является не столько грань между отрочеством и юностью, сколько рубежи и критерии перехода к взрослости.

Одним из важнейших критериев «взросления» личности является социальное самоопределение старшеклассника. В юношеском возрасте формируется система представлений об общих принципах и основах бытия или, другими словами, жизненная философия человека [27; 48, с. 171].

По утверждению большинства исследователей, юность - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают его когнитивные и эмоционально-личностные предпосылки [3; 13; 4; 17].

Юношеский возраст характеризуется громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широты интересов у ребят весьма неодинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию» [45 , с. 112].

Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения [28, с. 39].

Таким образом, в основе формирования юношеского мировоззрения лежит не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главным ценностным ориентациям.