Ценностные ориентации в структуре личности современного старшеклассника, страница 16

Заметим, что приоритет взрослых над сверстниками обусловлен тем обстоятельством, что современные старшеклассники не способны решать возникшие трудности самостоятельно. Ответственность и самостоятельность в принятии решений не являются основными принципами формирования у них коммуникативных ценностей [30, с. 43].

Анализ полученных результатов опроса учащихся дает возможность заключить о достаточно выраженном позитивном отношении старших школьников к окружающим их людям. Так, 65 % опрошенных при ответе на вопрос «Считаетесь ли Вы с мнением окружающих?» высказались утвердительно. Остальные респонденты (35 %) дали неопределенные ответы: «иногда», «когда как», «да, но не всегда» и т.п. Это достаточно большая количественная группа старшеклассников, которая не определила свое отношение к окружающим. Кроме того, учащиеся редко приводят положительные примеры (таких 2 %), своего мнения об окружающих, с которыми они считаются или считались.

Ответы на вопрос «Как, по-вашему, можно завоевать уважение окружающих?» были представлены разнообразными вариантами суждений, суммировав которые, нетрудно представить определенный свод правил, используемый современными школьниками и предполагающий наличие следующего перечня личностных качеств: уважение других, откровенность, отзывчивость, простота в общении, чувство юмора, справедливость, порядочность, вежливость, достоинство.

На наш взгляд, доминирующим принципом завоевания уважения окружающих для старшеклассников является: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Изучение представлений современных старшеклассников о ценностях общения позволило выделить, с одной стороны, наличие позитивного стремления к общению в среде сверстников и взрослых, основанное на принципах морали, а, с другой стороны, - определенные трудности и проблемы, препятствующие реализации этой задачи (ощущение одиночества, несамостоятельность и неопределенность в принятии решений).

Исследуя отношение старших школьников к группе ценностей потребления, мы исходим из того, что сегодня значительно ухудшилось материальное положение большей части населения и деньги стали играть ведущую роль в обеспечении не только материальных, но и духовных потребностей людей.

Анализ результатов опроса учащихся показал, что около 6 % от общего числа респондентов считают для себя приемлемыми «все способы» зарабатывания денег, с оговоркой - «только в крайнем случае»: когда «нет другого выхода», «если не удается достичь материального благополучия для себя и своей семьи иным путем» и т.п.

Сравнительный анализ ответов старшеклассников сельских и городских школ показал, что процент старшеклассников, по мнению которых «материальное благополучие можно приобрести любыми способами», гораздо выше у городских школьников, чем у сельских (соответственно 42% и 14%). Свое мнение городские старшеклассники обосновали тем, что «деньги могут все», и, «если они есть, то можно себе очень многое в жизни позволить». Процент старшеклассников, не разделяющих данное мнение, значительно выше (соответственно 58% и 86%).

Таким образом, отношение респондентов к этой группе ценностей (ценностей потребления) позволило увидеть общую для современных старшеклассников тенденцию - стремление к самостоятельности и материальной независимости.

Об этом свидетельствуют ответы и на другие вопросы данной группы. Так, желающих иметь высшее образование, чтобы «зарабатывать больше денег», «жить на свои собственные средства» 47,2% респондентов.

Изучение ответов старшеклассников на вопросы, адекватные группе ценностей самоутверждения, показало, что проблема самоутверждения является для них довольно острой и значимой. Это связано не только с психологическими новообразованиями юношеского периода развития, а именно, чувством взрослости, желанием проявить свою индивидуальность и неповторимость, привлечь внимание к своей личности, то также и с реалиями сегодняшнего дня. 3 частности, при значительном расслоении общества, в котором немаловажную роль играют ценности материального порядка. Исходя их ответов, полученных во всех репрезентативных группах, на вопрос «Каким образом можно стать популярным среди окружающих?» были выявлены следующие тенденции.