Ценностные ориентации в структуре личности современного старшеклассника, страница 6

В современной отечественной психологической литературе отмечается, что ценностные ориентации существенно влияют на реальную жизнедеятельность личности и субъективную картину жизненного пути [37, с. 49]. Проблеме формирования ценностных ориентации личности посвящен целый ряд исследований, выполняемых под руководством В. С. Мухиной [46, с. 41]. В специальном социологическом исследовании изучались ценностные ориентации старшеклассников [26, с. 27].

Так, А.В. Кирьякова выделяет некоторые общие тенденции в становлении системы жизненных ценностных ориентации личности. Отмечается, что существует возрастная «сендитивностъ» в присвоении ценностей жизненных ориентиров. Содержание присваиваемых ценностных ориентации существенно зависит от особенностей «Я»-концепции личности, определяется условиями жизни, кругом общения, деятельностью. Постановка проблемы поиска и обретения смысла означает сугубо личностное участие человека в организации своей жизни. Осознание смысложизненной проблемы связано с процессом внутренней рефлексии и сопряжено с решением важнейшей задачи - достижения целей. Тогда, по мнению автора, начинается процесс внутренней организации, выявление всех потенциальных и актуальных установок, содержания аксиологических функций, структурирование их и выявление доминирующей функции [30, с. 62].

Это означает, что идет процесс организации «Я»-концепции (концепции индивидуальности), которая выступает как внутреннее условие, обеспечивающее реализацию смысла жизни.

Таким образом, возникновение элементов структуры личности, выраженных на языке рефлексивного «Я» в терминах жизни, смерти, свободы, долга, смысла жизни, совести, счастья есть результат становления личности как духовно-телесного феномена реальности [34, с. 141]. На протяжении жизни система ориентации не остается неизменной. Постоянную в ходе жизни осуществляющуюся «переоценку ценностей» отмечали С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон [54; 41; 33].

Содержательный анализ ценностных ориентации - одна из важнейших задач педагогики и психологии. Вопрос об изучении содержательной стороны личности был поставлен еще в тридцатые годы Л.С. Выготским [15, с. 152]. В современной психологии задача содержательного анализа личностных ценностей человека сформулирована Б.С. Братусем [12, с. 58].

Вышеназванные и другие литературные источники отмечают, что ценностные ориентации личности содержательно всегда представлены в поступках, целях, плане, программе жизни, жизненных принципах.

Значительный вклад в разработку вопроса формирования ценностных ориентации личности школьника в педагогическом процессе внесли работы О. Е. Кучеровой, О. Ю. Яценко, В. В. Копусовой [38; 65; 35].

Подводя итог вышесказанному, подчеркнем, что проблема ценностных ориентации и соотношения ценности и человека была и остается одной из самых актуальных на современном этапе развития научного знания.

Проблема ценностных ориентации, применительно к учащимся общеобразовательной школы, сегодня носит все более интегративный характер и изучается психологами и педагогами в различных аспектах и направлениях.

Один из аспектов ее рассмотрения - ценности как регуляторы поведения, деятельности, поступков, отношений и взаимоотношений школьника с самим собой, с другими людьми и миром в целом. По заключению М.М. Гаджиевой, «индивид, имеющий устойчивую структуру ценностных ориентации, в большой степени обладает такими личностными качествами как надежность, целостность натуры, верность тем принципам, которые соответствуют его системе ценностных ориентации» [15, с. 7]. Ею установлено, что такая личность в большей степени способна на определенные поступки, требующие воли и упорства при достижении поставленных целей.

Концептуальность, методологические проблемы исследования ценностных ориентации, их динамики в различных возрастных группах, а также социальная основа этой проблемы освещены в работах В.А. Ядова, А.В. Мудрика, В.С. Мухиной и других ученых [63; 45; 47].

Ведущими направлениями современных исследований проблемы ценностных ориентации школьников являются: