Ценностные ориентации в структуре личности современного старшеклассника, страница 2

теоретические: анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме ценностей и ценностных ориентации;

диагностические: опросный лист «Ценностные ориентации», ранжирование, методика изучения ценностных ориентации М. Рокича; выборочное педагогическое наблюдение за учащимися.

Методологическую основу исследования составляет аксиологический подход, являющийся основой гуманных отношений между людьми и признающий высшей ценностью человека его интересы и потребности; философский анализ ценности как категории; исторический анализ природы ценностей.

Теоретическая основа исследования опирается на работы отечественных и зарубежных авторов, исследовавших проблемы ценностно-нормативных структур общества (И.С. Кон, Л.Я. Ядов, В.С. Мухина, Б.П. Битинас, Г.В. Гребеньков, С.В. Болонина и др.).

Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что определена дифференциация отношений старшеклассников к различным ценностям и ценностным ориентациям с целью ее дальнейшего использования в воспитательном процессе; выявлены актуальные проблемы и намечены педагогические пути формирования ценностных ориентации у старших школьников.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; применением методов исследования, адекватных его цели и задачам; достаточной репрезентативностью материалов исследования и практической проверкой и качественным анализом результатов исследования.

Практическая значимость полученных результатов.

Получены данные, характеризующие ценностные приоритеты и направленность современных старшеклассников, которые могут быть использованы учителями-предметниками и классными руководителями общеобразовательной школы при планировании и организации учебно-воспитательной работы с учащимися старших классов.

Опросные исследовательские методики, а также их анализ могут быть использованы педагогами с целью изучения дифференциации отношений к ценностям и ценностным ориентациям отдельных учащихся, учащихся одного класса или всей школы.


1. Теоретические аспекты формирования ценностных ориентации как основа развития личности старшего школьника

1.1. Теория   ценностей   и   ее   педагогическое   значение   в   современных условиях

Значимость изучения жизнедеятельности конкретной личности на основе ее ценностных ориентации связана с намечающейся в современной педагогике и психологии тенденцией включить в научный анализ не только общее, типичное, но и единичное, уникальное в личности человека. Исследования жизненного мира человека позволяет глубже проникнуть в тайны феномена личности, в частности, дают возможность более детально понять и описать личность как субъекта собственной жизнедеятельности, как функцию проектирования человеком самого себя.

Общепризнано, что важнейшей стороной индивидуальной жизни личности является система ее жизненных ориентации.

Понятие «ориентация» употребляется в ряде наук - геометрии, астрономии, географии, топографии - и связано с определением «местонахождения» или выбором «направления движения». Согласно «Большому толковому словарю иностранных слов» слово ориентация (фр. orientation; лат. ories (orientis) -восток) в прямом смысле означает «умение разобраться в окружающей обстановке», в переносном - «направление деятельности в определенную сторону» [9, с. 231].

Педагогический смысл термина «ориентация» происходит от многозначности его содержания в языке и имеет, по крайней мере, два аспекта, обозначающих процесс и результат.

Ориентация как результат определяется свободным владением широким кругом знаний и умений в определенной области. Подразумевает то, что приобретенный человеком уровень знаний и освоенные им способы познания и деятельности являются лишь своеобразным базисом, фундаментом постоянного поиска, развития, углубления имеющихся представлений и умений. В этом значении «ориентация» имеет такие характеристики, как широта, гибкость, эрудиция, а также стремление к познанию нового. Ориентация в этом случае предполагает наличие эмоционального состояния уверенности в правильности выбранного направления мысли и действия. Оно противопоставлено робости, сомнениям и положительно окрашивает деятельность и общение человека [30, с. 6].